Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Предпроектная стадия BPM

Прихожу к выводу, что надо активнее предлагать услугу экспресс-анализа бизнес-процессов, предваряющую проект BPM.

Проблема в том, что многие потенциальные заказчики шарахаются как черт от ладана, как только услышат об обследовании или анализе бизнес-процессов. И понятно почему: слишком многие уже потоптались на этой поляне, и компания, заплатившая раз за многомесячное обследование, анализ и/или документирование иерархии бизнес-процессов, вряд ли пойдет на это вторично.

Но хвататься за первый попавшийся бизнес-процесс означает впадать в другую крайность. Да, компания сэкономит время и ресурсы на анализе процессов верхнего уровня. Но при этом она будет рисковать тем, что гораздо большие ресурсы проекта BPM будут направлены не туда, где они могли бы принести максимальную отдачу.

В самом деле, представим себе бизнес-процессы, составляющие типовую цепочку создания ценностей компании:

  1. от идеи до продукта
  2. от продукта до обращения
  3. от обращения до заказа
  4. от заказа до оплаты
  5. после продажи

Точно так же, как прочность цепи определяется прочностью одного самого слабого звена, производительность компании зачастую определяется производительностью “бутылочного горлышка” - наименее эффективного процесса (”ограничения” в терминах Теории ограничений Голдратта). Повышение производительности ограничения, скажем, на 10% повлечет повышение показателей компании примерно на те же 10%. Повышение же производительности остальных процессов в рамках модели “цепочки” не дает ничего. Отсюда следует экстремальная важность выбора правильной точки приложения для BPM-инициатив.

В современной экономике ограничителем, как правило, является рынок. Но в чем именно он нас ограничивает - в интенсивности первичных обращений (п.2)? Или может в нашей способности доводить обращение до заказа (п.3)? А может нам стоит обратить особое внимание на послепродажные процессы (п.5)? Ведь можно прекрасно отработать “на отлично” в рамках процесса продажи (п.4), но потерять и этого, и еще 10 потенциальных клиентов, потому что не отработан процесс работы с рекламациями.

Я допускаю, что большинство руководителей интуитивно знает, где в их компании находится бутылочное горлышко на уровне перечисленных процессов верхнего уровня. Но эти процессы слишком масштабные для того, чтобы делать их целью BPM-проекта. Необходимо детализировать процесс, являющийся бутылочным горлышком, до подпроцессов, и искать бутылочное горлышко уже на этом уровне. Хватит ли и тут одной интуиции?

Главное, чтобы предпроектная стадия не затягивалась, не сбивала заказчика с ритма и не влекла за собой существенных по сравнению с основным проектом затрат. Мы предлагаем заказчикам два мини-проекта, предваряющих основной проект BPM:

  1. Анализ цепочки создания ценности. Типовая цепочка создания ценностей адаптируется к специфике компании и к принятой в ней терминологии. Создаются словарь и схема процессов верхнего уровня. Например, в данной компании обобщенному процессу “от продукта до обращения” соответствуют конкретные процессы продвижения новой продукции, маркетинговые кампании и т.п. На этих же принципах каталогизируются вспомогательные процессы.
  2. Выявление потенциала улучшения и приоритизация бизнес-процессов. Путем анкетирования руководителей, специалистов и ведущих исполнителей выясняется, насколько эффективно исполняется каждый из процессов, выявленных на шаге 1, по сравнению с теоретически возможным при наличествующих ресурсах. Затем эффективности процессов сравниваются друг с другом и выявляется “бутылочное горлышко”. Серией мозговых штурмов ищутся быстрые пути повышения эффективности процессов и перспективные пути для непрерывного усовершенствования.

Продолжительность каждого проекта - две недели. Примечательно, что основную работу делают сами руководители и сотрудники компании. Наша роль заключается в следующем:

  • дать необходимую теоретическую подготовку в области BPM, цепочки создания ценностей, теории ограничений, гибких методологий (Agile)
  • направлять и модерировать совещания рабочих групп и мозговые штурмы
  • оформить полученные результаты в виде документов

В результате, помимо достижения основной цели выявления наиболее перспективных точек приложения усилий, в компании формируется сплоченная команда единомышленников, способная развивать сгенерированные идеи и доводить их до практической реализации в виде исполняемых бизнес-процессов. Ведь именно это, а не анализ бизнес-процессов сам по себе, было и остается целью.

А толчком к выводу в начале этой заметки - активнее продвигать изложенные идеи - стали опубликованные тезисы доклада аналитика Гартнер Билла Россера “Gartner Identifies Seven Major Guidelines to BPM Project Success” к предстоящей конференции по BPM (русский перевод на BPMS.ru). Цитирую:

“Небольшое число проектов ограниченного масштаба - это наилучший способ сконцентрировать усилия на достижении результата и добиться восприятия BPM как проекта, обеспечивающего высокую отдачу. Чтобы выстроить небольших кандидатов в ряд, важно сначала создать концептуальную модель бизнес-процессов верхнего уровня для поиска наиболее перспективных возможностей.”

Золотые слова!

15.02.10 | Заметки |    

Комментарии

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

The Preliminary Stage of BPM

I came to the conclusion that we should more agressively offer the express analysis of business processes as a phase preceding BPM projects.

The big issue are potential customers shying away like the devil from holy water as soon as they hear about business processes analysis. I understand why: too many analysts have already been there so the company which paid once for a many man-months project aiming at analysis and/or documenting the business processes hierarchy is unlikely to go on it again.

But catching a business process that happened to be at hand means falling into another extreme. The company will save time and resources by not performing the analysis of upper-level business processes but it will suffer from a risk that much greater resources spent to a BPM project will not be aimed at the spot able to deliver the greatest outcome.

Let’s consider the business processes constituing the value chain:

  1. Idea to product
  2. Product to inquiry
  3. Inquiry to order
  4. Order to cash
  5. After sale

Just as a chain is only as strong as the weakest link the performance of a company as a whole may be determined by the performance of the bottleneck - the least efficient process (the “constraint” in terms of Goldratt’s Theory of Constraints). An increase of the constraint’s productivity say by 10% would increase company’s throughput by about the same 10%. The increase of productivity of any other process of the chain gives nothing. Hence the extreme importance of choosing the right target for a BPM initiative.

Typically the market is the constraint in a modern economy. But how exactly it’s constraining - by the rate of the inquiries (item 2 above)? Or by our ability to convert an inquiry into the order (item 3)? Or maybe we should pay more attention to after-sale processes (item 5)? It may happen that we perform excellent at the sales process (item 4) but lose the client and another 10 potential ones due to bad claims processing.

I guess most managers know intuitively where their company’s bottleneck is at the upper level. But upper-level processes are too huge to aim a BPM project at them directly. The bottleneck process should be refined to subprocesses and the bottleneck should be found at that level. Will the intuition work there too?

The major concern at the preliminary stage is keeping the timeframe and costs low. We offer two mini projects that precede the main BPM project:

  1. The value chain analysis. The value chain template above is adapted to the company’s business(es) and vocabulary. The top-level processes dictionary and diagram are created. E.g. generic “product to inquiry” process is mapped to specific company’s processes of new product promotion, marketing campaigns etc. Major supporting processes are identified too.
  2. Process gap analysis and setting priorities. By questioning managers and specialists we figure out how well each of the processes identified at step 1 is executed if compared to the theoretical maximum achievable with the resources available. Then performances of the processes are compared to each other, revealing the bottleneck. A series of workgroup meetings and brainstorming sessions are aimed at discovering quick fixes as well as directions for long-term continuous improvement.

Each project lasts two weeks. The most part of the job is done by the customer’s managers and employees themselves, our role is as follows:

  • Provide the essential background in BPM, value chain, theory of constraints, agile methodologies
  • Facilitate and moderate meetings and brainstorming sessions
  • Wrap the results into documents

In addition to the main goal of identifying the most promising target for BPM these activities result with a team able to develop the generated ideas and to convert them into executable business processes. Which remains the goal after all, not the analysis for it’s own sake.

It was Gartner’s analyst Bill Rosser who pushed me to promote this approach more agressively. His abstract “Gartner Identifies Seven Major Guidelines to BPM Project Success” introducing the upcoming BPM conference says:

“A small number of limited-scope projects is best to provide concentrated focus on achieving results and to spread the word regarding a high-value payoff. In order to surface smaller candidates, it is important to first create a higher-level contextual business process model to find the best opportunities.”

So true.

02/15/10 | Notes |    

Comments

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments