Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Событие-сообщение, сигнал или условие?

В своей недавней заметке Брюс Силвер поделился соображениями относительно условного события в BPMMN.

Для тех, кто недостаточно погружен в BPMN 2.0, условное событие ставит процесс на паузу до того момента, как заданное логическое условие становится истинным (точнее, меняет свое значение с “ложь” на “истина”). Сейчас на дворе октябрь, так что вот вам подходящий пример стартового события-условия:

Рис. 1. Пример стартового события-условия.

Процесс стартует, когда указанное логическое условие становится истинным, т.е. когда зима вступает в свои права. (К слову, это реальное правило, действующее в Москве.)

Типичный пример промежуточного события-условия::

Рис. 2. Пример промежуточного события-условия.

Процесс встает на паузу до того, как запись о выставленном счете в некоторой информационной системе оказывается помеченным как оплаченный. (Это упрощенная версия - минуточку терпения, более надежная будет рассмотрена далее.)

Брюс пишет, что он предпочитает не пользоваться событием-условием и исключил его из “Method and Style” - сборника лучших практик моделирования, который он создал, поддерживает и рекламирует своей знаменитой книгой (лучше книгой по BPMN, на мой взгляд).

При всем моем уважении к Брюсу, которого я считаю своим учителем в BPMN, у меня другое мнение на этот счет: я считаю, что для определенных достаточно распространенных сценариев межпроцессного взаимодействия это лучшее решение. (Точнее, речь пойдет о промежуточном событии-условии; стартовое событие не представляет большой ценности и далее не будет рассматриваться.)

Мы начнем сценарии моделирования процессов для целей автоматизации, а затем рассмотрим моделирование для целей регламентации.

Брюс аргументирует свою позицию следующим образом:

  1. Промежуточно событие-условие, базирующееся на данных процесса, в большинстве случаев избыточно, т.к. его можно заменить развилкой, что является более интуитивно-понятным и потому предпочтительным решением.
  2. Чтобы от события-условия была какая-то реальная польза, оно должно базироваться на данных вне контекста процесса. Однако спецификация BPMN оставляет вопрос о механизме обращения к таким данным за рамками. Брюс интерпретирует “оставить за рамками” как некую магию, а магии в солидной методологии конечно же нет места.
  3. Срабатывание события-условия можно было бы привязать к хранилищу данных потоком данных, но такую связь можно устанавливать только внутри процесса, по крайней мере в моделере Trisotech. (Брюс в течение нескольких лет продуктивно сотрудничает с этой компанией.)

Я полностью согласен с первым аргументом, но довод относительно магии мне представляется сомнительным. Я считаю, что одним из базовых допущений BPMN является то, что 1) существует некоторая информационная среда помимо собственных (транзакционных) данных процесса, 2) процессные данные каким-то образом связаны с сущностями в этой среде (например, внешними ключами БД, глобальными идентификаторами, бизнес-идентификаторами и т.п.) и 3) существует некоторый механизм доступа к этим данным (например, SQL select или вызов сервиса oData). Было бы странным разъяснять это в каждом разделе стандарта, поэтому я предпочитаю трактовать фразу в стандарте “the specification of mechanisms is out of scope of the standard” как “используйте подходящий механизм”.

Третий аргумент относится скорее не к логике моделирования, а к конкретному программу обеспечению. Действительно, существующие средства моделирования BPMN не очень хорошо умеют обращаться с событиями-условиями. Я бы хотел, чтобы вендоры позволили изображать потоки данных от хранилища данных к событию так, как показано на этом фрагменте, сделанном в Visio:

Рис. 3. Событие-условие, срабатывающее по изменению данных в хранилище.

К сожалению, пока этого нет. Весьма популярный Bizagi Modeler в принципе не позволяет соединять поток данных с событием-условием. Другой популярный инструмент bpmn.io изображает поток данных в обратном направлении:

Рис. 4. Изображение события-условия в bpmn.io (ошибочное).

К слову, моделеры BPMN к сожалению не позволяют также прикреплять потоки данных к пулам-”черным ящикам”, как на рис. 11 ниже.

Чем же может быть полезно промежуточное событие-условие? Рассмотрим бизнес-сценарий, схожий с тем, который использовал Брюс:

  1. Клиент присылает запрос на обслуживание.
  2. Менеджер рассматривает запрос, и если он его одобряет, то создается счет, который отправляется клиенту.
  3. Если в течении срока действия счета проходит платеж, процесс переходит к оказанию услуги, в противном случае завершается.
  4. Теперь самое интересное: предполагается, что клиент оплачивает счет банковским переводом. Наш финансовый отдел регулярно (например, дважды в день) запускает программное обеспечение клиент-банк и получает выписку исходящих и входящих платежей - таким способом наша компаний узнает, что клиент оплатил счет.

Из описания выше очевидно, что есть два процесса: один обрабатывает запрос клиента, второй - выписку банка. Эти процессы должны как-то взаимодействовать друг с другом. Рассмотрим три способа такого взаимодействия - посредством событий-сообщений, сигналов и условий, а также некоторые вариации.

Взаимодействие через событие-сообщение

Этот способ самый популярный, он же - единственный известный новичкам.

Рис. 5. Взаимодействие через событие-сообщение.

Надеюсь, диаграмма говорит сама за себя, за исключением задачи “Получить номер счета”. Если конечной точкой потока сообщения является промежуточное событие (как в данном случае), его надо направить не просто в процесс, изображенный на диаграмме, но в определенный экземпляр этого процесса. Для этого в BPMN используется механизм т.н. корреляции, и номер счета вполне подходит на эту роль. Вот как это работает: процесс обработки выписки банка извлекает номер счета из текущей строки выписки и посылает сообщение в экземпляр клиентского процесса, который подготовил счет с указанным номером.

Такой алгоритм не очень надежен, поскольку клиент мог не указать номер счета в платежном поручении, что в реальной жизни случается достаточно часто. Обычно в такой ситуации платеж можно идентифицировать по названию/ИНН плательщика и сумме платежа. Чтобы реализовать такую более продвинутую бизнес-логику, процесс обработки выписки банка должен иметь доступ к счетам, что означает межпроцессное взаимодействие через общие данные:

Рис. 6. Взаимодействие через события-сообщения и общие данные.

Хранилище данных “выставленные счета” можно реализовать, например, с помощью таблицы базы данных, содержащей все атрибуты, с помощью которых можно идентифицировать платеж (номер счета, название клиента, номер заказа, сумма счета и т.д.), а также идентификатор экземпляра процесса, который будет использоваться в качестве корреляции.

Взаимодействие через событие-сигнал

Рис. 7. Взаимодействие через событие-сигнал (ошибочное).

Использовать вместо сообщения сигнал - идея откровенно плохая. Приведенная выше схема сработает только если в любой момент времени платежа ожидает не более одного заказа. В противном случае сигнал, инициированный одним платежом в процессе обработки выписки, вызовет срабатывание событий-условий во всех таких экземплярах клиентского процесса.

Взаимодействие через событие-условие

Рис. 8. Взаимодействие через событие-условие.

Центральную роль здесь играет хранилище данных “Выставленные счета”, которое может быть реализовано, например, одноименной таблицей БД.

После того, как заказ клиента принят и счет подготовлен, в этой таблице создается новая запись, содержащая такие данные, как номер счета, наименование клиента, номер заказа, сумма заказа плюс атрибут “статус”. Событие-условие далее по потоку следит за значением этого атрибута - как только оно становится “оплачено”, процесс идет дальше к предоставлению услуги.

Процесс обработки выписки банка использует эту таблицу чтобы идентифицировать платеж и, в случае успеха, чтобы присвоить атрибуту статус значение “оплачено”, что вызовет срабатывание триггера во клиентском процессе.

На первый взгляд, диаграмма на рис. 8 ничем не лучше диаграммы на рис. 6. Чтобы почувствовать разницу, надо рассмотреть более реалистичный сценарий. Предположим, что наша компания ведет бизнес по нескольким направлениям, каждый из которых связан с продажей собственных товаров и услуг в рамках собственного, специфического бизнес-процесса. В этом случае процессу обработки выписки банка придется определять в какой именно процесс следует отправлять сообщение, уведомляющее о платеже:

Fig. 9. Multiple messages.

С архитектурной точки зрения это не очень хорошо: какое вообще дело процессу обработки выписки банка до того, как устроен процесс обработки клиентского заказа? Если в какой-то момент у нас появится еще одно бизнес-направление, придется вносить правки в процесс обработки выписки?

Это фундаментальная проблема сообщений в BPMN: они приводят к тесно связанным диаграммам. Вы не можете просто отправить сообщение - вы должны показать в какой процесс и в какой элемента процесса оно должно попасть.

События-сигналы и условия, напротив, приводят к слабо связанным схемам: взаимодействующие процессы не обязаны знать даже о существовании друг друга, не говоря о внутреннем устройстве. В случае сигнала они соединяются по имени сигнала, а в случае события-условия взаимодействующим процессам нужно знать только структур данных, играющих роль интерфейса.

Рис. 10. Сторона-инициатор взаимодействия.

Рис. 11. Сторона-обработчик.

Мы можем развить этот пример дальше, так что у нас появится не только несколько процессов-обработчиков, но и несколько процессов-инициаторов. Это произойдет, если мы дополним платеж банковским переводом альтернативными методами. Такое расширение задачи не приведет к усложнению - хранилище данных останется единственной точкой взаимодействия, о которой надо знать каждому из процессов.

Неисполняемые модели

До сих пор мы говорили об исполняемых моделях, т.е. обрабатываемых процессным движком.

Относительно неисполняемых моделей Брюс замечает, что для них данные процесса не определены. А поскольку событие-условие по определению имеет дело с данными, в таких моделях его стоит избегать.

Я поддерживаю эту рекомендацию, хотя и по другой причине: я в принципе предпочитаю не использовать в неисполняемых моделях события, за исключением простого и таймера. Исполнитель-человек либо не понимает что конкретно он должен делать, встретив на диаграмме, например, сигнал, либо трактует события на диаграмме неверно (обычное дело с событиями-сообщениями).

Я раньше уже объяснял, что событие-условие можно реализовать комбинацией развилки и таймера. Вот как это может выглядеть:

Рис. 12. Неисполняемая модель: событие-условие заменено задачей, развилкой и таймером.

Хранилище данных “счета выставленные” можно реализовать множеством способов, начиная с SAP и заканчивая сетевым Excel и канбан-доской.

Рис. 13. Пример канбан-доски.

Выводы

  1. Моделировать межпроцессное взаимодействие предпочтительно через событие-условие, а не сообщения, поскольку это приводит к слабосвязную архитектуру.
  2. Производителям программного обеспечения BPMN надо разрешить соединять потоками данных хранилища данных (и объекты данных) с событиями-условиям, чтобы показать какие данные вызывают срабатывание события.

06.10.22 | Статьи |    

Комментарии

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2022 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Message, Signal or Conditional?

Bruce Silver shared his thoughts about the conditional event in the recent post.

For those not deeply immersed into BPMN 2.0, the conditional event pauses a process until specified logical expression becomes true (changes its value from false to true, to be precise). I’m writing this post in October, so the good conditional start example would be:

Fig. 1. Conditional start event example.

Here the process starts when the logical expression becomes true, i.e. when winter comes. (BTW, this is the real rule in effect here in Moscow.)

The typical conditional intermediate example:

Fig. 2. Conditional intermediate event example.

Here the process waits until the invoice record stored in some unspecified system would be marked as paid. (This is overly simplistic version - please be patient, the more robust will follow.)

Bruce says that he prefers not to use conditional events and excluded it from the “Method and Style” - the collection of best practices he created, supports and promotes by his famous book (the best BPMN guide in my opinion).

With all respect to Bruce as my BPMN teacher, I have a different opinion on the matter: I believe that conditional event is the best solution for certain quite common process collaboration scenarios. (To be more specific, it’s the conditional intermediate event; the conditional start event doesn’t have much value so it won’t be discussed here.)

We’ll start from modeling for automation scenarios and consider pure analytical modeling afterwards.

Bruce provides the following arguments:

  1. The conditional intermediate event based on the process data is excessive in most cases because it can be replaced by a gateway which is more intuitive and hence should be preferred.
  2. For Conditional event to be useful, it must refer to some data in the environment beyond the process data. However, the BPMN specification leaves the mechanism to access this data our of scope. Bruce interprets “out of scope” as magic and magic should be avoided in any sound methodology indeed.
  3. The datastore updates could be used to trigger the Conditional event yet such an update must be caused by a data association from within the process, not externally - “at least on the Trisotech platform”.

While I fully agree with the first statement, the argument about magic looks dubious. I believe it’s the basic BPMN assumption that 1) there is some data environment beyond the process (transactional) data; 2) the process data is linked to the entities in this environment somehow (e.g. by database foreign keys, global identifiers, webservice business keys etc.) and 3) there is some mechanism to obtain these data (e.g. by SQL select or oData call).There is no need to explain it in each section of BPMN standard so I prefer to treat “the specification of mechanisms is out of scope of the standard” as “use a mechanism at hand”.

The third argument is more about specific tool than modeling logic. It’s true that current BPMN modeling tools aren’t very good in dealing with conditional event. What I’d expect from any BPMN modeler vendor is the ability to draw data flow from a datastore like at this drawing made in Visio:

Fig. 3. Conditional event triggered by datastore update.

However, it didn’t happen yet. The popular modeler Bizagi Modeler doesn’t allow data flows connections to conditional event at all. Another popular tool bpmn.io reverses the data flow direction:

Fig. 4. Conditional event representation in bpmn.io modeler (wrong).

As a side note, most BPMN modelers also don’t allow to connect a dataflow to a “black box” pool boundary like shown at fig. 11 below.

Now let me show the value of the conditional intermediate event. Let us consider the business scenario similar to the one used by Bruce:

  1. Customer submit a service request.
  2. Request is evaluated by the manager and if accepted the invoice is created and sent to the customer.
  3. If the payment happens until the invoice due date the process continues to delivery, otherwise the process ends.
  4. Now the most interesting part: the customer is supposed to make a payment by a bank transfer. Our financial department runs the bank software on the regular basis (e.g. twice a day) to obtain the statement containing ingoing and outgoing transactions, line by line - this is how our company becomes informed about customer’s payment.

It’s obvious from the synopsis above that there are two processes: one dealing with the customer’s order and the other processing the bank statement. These processes should communicate to each other somehow. Let’s consider three basic mechanisms - messages, signals and conditional event - and some variations.

Collaboration via message event

This is the most popular approach and the only one novice BPMN authors are aware of.

Fig. 5. Collaboration via message event.

I hope that the diagram is self-explaining except the “Get invoice id” task. If the message flow destination is an intermediate event (like in this case), one needs to aim it not just to the process shown as connected at the diagram but to exact process instance. This is done by so called correlations in BPMN and the invoice id is a good candidate for this role. Here is how it works: the bank statement process extracts the invoice id from the current transaction data and sends the message to the customer order process that issued the invoice with this id.

This algorithm isn’t very robust because customer may not specify the invoice id (and customers do miss it quite often in reality). In this case the payment usually can be matched to the invoice by the customer name / tax id and payment amount. To implement this more advanced logic, the bank statement process needs the information about the invoices which means the collaboration via shared data:

Fig. 6. Collaboration via message event and shared data.

The “Invoice issued” datastore can be implemented e.g. by a database table containing all the attributes that may be useful in identifying the invoice by the bank transaction (invoice no, customer name, order no, amount etc.) plus the order process instance id to serve as correlation.

Collaboration via signal event

Fig. 7. Collaboration via signal event (wrong).

Using signal event instead of message is a bad idea, really. The scheme above would work only if there isn’t more than one order awaiting payment at any given time. Otherwise, the signal initiated by the bank statement process will trigger all such order process instances.

Collaboration via conditional event

Fig. 8. Collaboration via conditional event.

The central role is played by the datastore “Invoices issued”. It can be implemented e.g. by a DB table having the same name.

Once the customer’s order is accepted and the invoice created, a new DB record is created and filled with such data as invoice no, customer name, order no, amount plus the attribute named “status”. The conditional event further on the process flow watches the value of this attribute. As soon as it becomes “paid”, the process continues to service provisioning.

The bank statement process uses this DB table to identify the transaction first and then, if successful, to set the value of status attribute as “paid” which triggers the order process.

The diagram at fig. 8 isn’t better than the one at fig. 6 at first glance. To feel the difference let’s consider more realistic scenarios. Let’s assume that our company has several lines of business, each selling its products and services by following its own specific selling process. Now the bank statement process will need to figure out which the process to notify about payment by a message:

Fig. 9. Multiple messages.

This is no good from architectural point of view: why should the bank statement processing process ever care about the internals of customer processes? If another business line would arise once a day, why should we change the bank statement process?

This is in fact the fundamental problem of messages: it creates tight coupling between processes. One cannot just fire a message but needs to specify the exact process and process element as a message destination.

Signal and conditional event, by contrast, creates loose coupling: collaborating processes don’t need to know about each other’s existence leaving alone internals. In case of signal they connect via signal name, in case of conditional event communicating processes only need to know about the datastore serving as an interface.

Fig. 10. The throwing part of collaboration.

Fig. 11. The catching part of collaboration.

We can further elaborate our example by assuming that there are several “throwing” processes too. This would be the case if we provide payment methods other than bank transfer. This complication won’t do no harm: the datastore will remain the only communication point that each process is aware of.

Non-executable models

The discussion above was about executable BPMN models, i.e those powered by a process engine.

Regarding non-executable models Bruce notes that they do not define process data. Since conditional event deals with data by definition, it should be avoided in such models.

I agree with this recommendation albeit on the different reason: I prefer to avoid all events except None and Timer if there is no BPMN engine behind the model. Human performers either don’t understand what exactly they should do when hitting say a signal on a diagram or treat them wrong (mostly the case with message events).

I have explained before that conditional intermediate event can be implemented by the combination of gateway and timer. Here is how it mak look:

Fig. 12. Non-executable model: conditional event replaced by task, gateway and timer.

The “Invoices issued” datastore can be implemented in many ways ranging from SAP to shared Excel file or a Kanban board.

Fig. 13. Kanban board example.

Conclusions

  1. Process collaboration via conditional event should be preferred over messaging because it provides loosely coupled process architecture.
  2. BPMN tools vendors should allow dataflows from datastores (and data objects) to conditional events to depict the data that triggers the event.
10/06/22 | Articles |    

Comments

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2022 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments