Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Бизнес, война и шахматы

Бизнес похож на войну, война похожа на шахматы. Конечно любая аналогия хромает, но почему бы не поиграть в аналогии для развлечения?

Фото frankblacknoir

Бизнесмен: мы принимаем решения на основе предварительной оценки окупаемости или возврата на инвестиции (ROI).

Шахматист: конечно надо считать когда и сколько материала - пешек, фигур - ты выиграешь в результате того или иного хода. Мы тоже считаем комбинации. Только у нас партия состоит не из одних комбинаций. Бывают ходы вынужденные, когда думаешь не о том, чтобы побольше съесть чужих пешек и фигур, а о том, чтобы не съели твои. Бывают ходы, улучшающие позицию. Бывает, что жертвуют материалом, чтобы улучшить позицию  - “получить игру”. Ведь если позицию не развивать, то просто не будет возможности развернуть атакующую комбинацию и ни до какого ROI дело вообще не дойдет.

Военный: у нас это называется - попасть в сужающуюся стратегическую воронку: в ней чем дальше, тем меньше ходов, которые не вели бы к проигрышу.

Бизнесмен: у нас тоже есть стратегия компании.

Шахматист: мы это называем планом на игру. Только у нас его составляет и выполняет один игрок, а у вас через каждые несколько ходов подводится баланс выигранного/потерянного материала и, в зависимости от результата, за стол может сесть новый генеральный директор. Интересно было бы посмотреть на вашу команду за шахматной доской.

Военный: все-таки шахматная партия соответствует уровню сражения или кампании. Да, в ходе сражения командующего не заставляют подводить баланс и меняют только в чрезвычайной ситуации. Но в продолжительной войне смена командующего - обычное дело. Бизнес-стратегия простирается в будущее дальше ближайшей войны - мы этим не занимаемся, это уровень “большой стратегии” или геополитики.

Шахматист: кстати, мы считаем не только материал. Есть еще такое понятие, как темп: выиграть темп означает опередить соперника на ход. Тем самым игрок получает инициативу: у него на выбор много ходов, у противника большей частью - вынужденные. И еще есть время, отведенное на партию, поэтому мы ищем не абстрактно лучший ход, а достаточно хороший по возможности за короткое время.

Военный: мы тоже считаем темпы операций. Классический пример: время мобилизации и развертывания в начале войны стали краеугольным камнем знаменитого плана Шлиффена немецкого Генштаба на войну, которую потом назвали Первой мировой. Загонять противника “под флажок” мы тоже умеем: наводнить его штабы противоречивой информацией и дезинформации, совершать ходы, которых он не ожидает, чтобы он не успевал переваривать информацию и в результате постараться добиться паралича управления войсками.

Бизнесмен: так, кажется я начинаю понимать что это за business agility, о которой в последнее время столько разговоров…

Эта заметка продолжает тему “О возврате инвестиций в проектах BPM и ERP“. BPM - это темповая, комбинационная, атакующая игра. Внедрение корпоративной системы - борьба за позицию, которая только и делает возможной комбинационную игру. А в запущенных случаях это просто вынужденный ход.

10.10.09 | Заметки | , ,    

Комментарии

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Business, War & Chess

Business is like war, war is like chess. Of course any analogy is lame but why not playing with analogies for fun?

Photo by frankblacknoir

Businessman: we make decision on the basis of a payback or ROI assessment.

Chessplayer: sure one must calculate in advance how much material gains - pawns and figures - may result from a move. We calculate combination too. Yet our game consists not only of combinations. There are forced moves when you calculate rather possible losses than gains. There are moves aimed to pure position improvements. A player may sacrifice a pawn for position improvement. After all if your position does not develop, you won’t have a chance for the attacking combination and ROI would be simply out of question.

Militaryman: we call it getting into a strategic funnel: move after move one has fewer and fewer possible moves that are not leading to defeat.

Businessman: we have company’s strategy too.

Chessplayer: we call it a game plan. Yet in our case the same player build and perform the plan and you calculate win/loss balance after every few moves and depending on the result the chair can take another CEO. It would be interesting to watch your team at the chess board.

Militaryman: a chess game corresponds to the battle or campaign level. A commander may be replaced in the course of the battle only under exceptional circumstances. But a change of command is not uncommon if a war lasts long enough. Business strategy expands beyond the next war so it’s out of our scope, being equivalent rather to geopolitics.

Chessplayer: by the way we calculate not only material gains. There is also a tempo: gaining a tempo means that a player has spent one move less than the opponent. As the result the player gains the initiative: he has many moves to chose from while most of opponent’s moves are forced. Besides there is game’s time limit so we search not the best move but a good enough move that can be found at a shorter time possible.

Militaryman: we calculate the operation’s tempo too. A classical example is mobilization and deployment timings that become the cornerstone of the famous Schlieffen Plan of the German General Staff for the war that was called later First World War. We also know how to drive an enemy under the pressure of chess clock’s flag: by flooding its headquarters with contradictory information and misinformation leave him no time to digest it which eventually leads to complete paralysis of command and control.

Businessman: ok, guess now I’ve got what this “business agility” thing I heard so much is about…

This post continues ”ROI of ERP and BPM” topic. BPM is a speedy, combinational, attacking game while a corporate systems deployment is struggle for the position which alone makes combinational play  possible. Or a forced move at bad cases.

10/10/09 | Notes | , ,    

Comments

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments