Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Вам нужны руки или мозги?

Вопрос вообще-то адресован потенциальным спонсорам проектов BPM, т.е. первым лицам и/или собственникам. Правда на ответ с их стороны рассчитывать особо не приходится, так как подозреваю, что среди посетителей моего блога их почти что нет.

А возник он потому, что я не в первый встречаю компанию-заказчика или потенциального заказчика, во главе которой стоит молодой, амбициозный, энергичный и - что самое главное - грамотный руководитель. Казалось бы, здорово! Действительно радует, что не приходится тратить время на рассказ о том, что такое бизнес-процессы и BPM - человек уже подготовлен, в том числе благодаря нашему bpms.ru.

Но потом сталкиваешься с проблемой: руководители такого типа склонны не ставить задачу, а диктовать решение. Мы ожидаем, что нас позвали разобраться с проблемой и предложить решение, а оказывается, на нас смотрят как на “автоматизаторов”.

Что хотелось бы и что приходится слышать от заказчика:

Хотелось бы услышать Приходится слышать
У нас плохо регламентировано взаимодействие служб на этапе пресэйла. В результате мы то опаздываем с коммерческим предложением, то работаем в убыток. Интересы отдела продаж, инжиниринга и производства объективно противоречат друг другу, и это негативно отражается на командном духе компании. Я, как первое лицо, могу и должен помочь в продвижении важных сделок, но всюду успеть я не могу, а четкого понимания где и когда надо вмешиваться, у меня нет. Нам нужна система документооборота для контроля заключения договоров.
Нам нужна инфраструктура, которая позволит выпускать новый страховой продукт за два месяца вместо нынешних шести - это даст нам возможность постоянно быть на полкорпуса впереди конкурентов и существенно увеличить долю рынка. Вы можете разработать для нас программу для страхования рисков при покупке недвижимости?
Я хочу до минимума снизить необходимость в телефонном общении с менеджером для клиентов нашего автосервиса - чтобы они могли через интернет записаться на техническое обслуживание, отследить состояние заказа и отдельных работ, получить электронный счет и оплатить его пластиковой картой. Мы рассчитываем таким образом выделиться на фоне конкурентом и привлечь к себе наиболее “продвинутых” и платежеспособных клиентов. Нам нужна программа с веб-интерфейсом для менеджеров, принимающих заказы на техническое обслуживание.
В соответствии с Теорией ограничений, производительность нашей компании определяется производительностью узкого места, которым является производственная линия. Соответственно, мы должны создать систему планирования и диспетчеризации, которая обеспечит максимальную загрузку линии и исключит срывы поставок. Для этого необходимо реализовать сочетание алгоритмов MRP-II и APS. Сделайте нам интеграцию между учетной системой и программой, рассчитывающей производственный график, и импорт в нее понедельных планов из Excel.

Получается, заказчику нужны не наши мозги, а наши руки?

Причем те же самые руководители вроде соглашаются, что между бизнесом и ИТ существует разрыв, что это плохо, что его надо сокращать - а это как раз один из ключевых тезисов BPM (”bridging the gap”, или, как стали писать в последнее время, “closing the gap”). Но, господа, сокращать его надо с обеих сторон! Не только ИТ выходить за пределы своих “железок”, подниматься на уровень бизнес-целей и бизнес-процессов, но и бизнесу преодолевать свою кастовую замкнутость и переставать смотреть на любого, кто разбирается в корпоративных системах, как на “программиста”, который автоматизирует что скажут.

Руководитель, считающий, что ему заведомо нечего ждать от консультанта, поскольку тот никогда не руководил такой компанией, как его (причем желательно, в точности такой же, как его). Банкир, считающийся только с мнениями других банкиров и относящийся к ИТ, как к обслуге. Собственник бизнеса, которому обратиться к консультанту не легче, чем Тони Сопрано к психоаналитику: не дай бог партнеры по бизнесу или конкуренты узнают - сочтут за слабость.

Дело ваше, господа, но это неправильный взгляд на роль специалиста и тупиковый путь. (Да, встречаются некомпетентные и недобросовестные консультанты, но это отдельный разговор.) Окончательное решение (но и ответственность за него!), безусловно, должно оставаться за вами. Но зачастую вы ведь просто спускаете задачи вниз на исполнение и не делитесь с бизнес-аналитиками и консультантами своими проблемами, не обсуждаете с ними свои идеи, не готовы выслушивать их мнения и рассматривать их предложения.

Вы спрашиваете, что такое правильный взгляд на роль специалиста? Возьмем аналогию: я собираюсь строить дом. У меня есть концепция - я знаю каким он должен быть с точки зрения функциональной. Я твердо знаю в каком он должен быть стиле (а-ля Миконос, если кому интересно). У меня есть какие-то идеи по планировке, по декору. Я способен самостоятельно сделать чертеж в Archicad. Но я не иду дальше эскизов, цель которых исключительно в том, чтобы донести свои идеи до архитектора.

Почему я обращаюсь к архитектору? Потому что он профессионал - да, но это слишком абстрактный ответ. Во-первых, потому что я твердо знаю: на десять моих отличных идей обязательно найдутся одна-две, которые будущий дом изуродуют. Профессионал их не пропустит, потому что, благодаря длительной учебе и накопленному опыту, он выработал способность, глядя на эскиз, предвидеть каким будет конечный результат. Во-вторых потому, что он обладает систематическими знаниями не только в области дизайна и планировки помещений, но и в области современных материалов и строительных технологий, и поэтому способен предложить такое, о чем я и представления не имел - просто не знал, что это вообще возможно.

Я не всегда соглашаюсь с тем, что предлагает архитектор. Иногда он не соглашается с с моим выбором. Но всегда и безусловно я внимательно, с подчеркнутым уважением его выслушаю. А если заставлю принять мою точку зрения, то обязательно подчеркну, что осознаю риск и принимаю всю ответственность за данное конкретное решение на себя. Потому что если я не буду этого делать, он мысленно поставит на мне крест, как на бестолковом клиенте. А это мне, как заказчику, нужно меньше всего.

Возвращаясь к теме BPM: тут абсолютно то же самое! Тут тоже “творческого человека каждый обидеть может”. Тут тоже не спорить с заказчиком, когда ты с ним не согласен, означает оказывать ему медвежью услугу. Опереться можно только на то, что сопротивляется! Если передавить, консультант мысленно махнет на вас рукой и будет работать по принципу “чего изволите”. Положим, я лично скорее выйду из проекта, но многие ли могут себе это позволить?

Причем BPM в этом смысле - коварная вещь. Для сравнения, если речь идет о внедрении ERP, то поставщику или консультанту легче заставить заказчика принять свою точку зрения: “Это система может - это не может, а если хотите переделать, то это будет стоить столько-то. Мы лучше знаем как внедрять нашу систему, и наша методология внедрения отработана на сотнях компаний по всему миру.” В случае же BPM речь идет о бескомпромиссном учете специфики бизнеса, и у заказчика возникает иллюзия, что тут все понятно - в конце концов, что он, не знает свой бизнес? Значит, он может диктовать что и как надо делать.

Нет, бизнес он, конечно, знает. Но в “современных технологиях строительства” разбирается слабо. Вот например, на прошлой неделе потенциальный заказчик требовал от нас предложения на разработку BPM-системы под ключ. Подчеркну: это активный, умный, грамотный человек. Но он даже не подозревает, что есть какие-то другие способы разработки и внедрения, кроме “под ключ”, т.е. старого доброго “водопада”. Пришлось “на пальцах” объяснять ему, что существует более прогрессивная методология разработки под названием agile и что проект, выполняемый согласно жестко утвержденным требованиям - это что угодно, но не BPM. И что, пойдя по этому пути, он гарантированно придет туда же, куда пришли все остальные до него, то есть к автоматизации не до конца понятых или заведомо неоптимальных бизнес-процессов. Он нас выслушал, но с заметным недоверием. Слово “agile” записал - посмотрим, что в итоге выберет.

Руководителю может не хватить отстраненности и системности. Он упирается в один бизнес-процесс, который сегодня доставляет ему основные неприятности. Я совсем не сторонник многомесячных обследований и тотального разбора бизнес-процессов на шесть уровней вглубь, приводящему к “аналитическому параличу”. Но не потратить хотя бы неделю на эскизное документирование цепочки создания ценностей компании и на выявление потенциала улучшения в ней (gap analisys) значит впадать в другую крайность. Бывает, корень проблемы не в данном процессе, а в том, который его запускает или наоборот, в том, который он запускает.

На близкую тему у нас состоялся обмен мнениями на блоге Gary Comeford: Who’s running your process project - The Chicken or the Pig? Гэри пишет, что без вовлеченности высшего руководства проект BPM состояться не может.  С этим не поспоришь. Далее, он различает 1) вовлеченность, когда высший руководитель выступает в роли классического спонсора - принимает решение, выделяет бюджет, принимает результаты, и 2) активное участие - когда высший руководитель сфокусирован на проекте и воспринимает его как личный. По мнению Гэри, в жизни чаще встречается первый вариант, но второй предпочтительнее. Возможно - но только не тогда, когда вы имеете дело с руководителем, склонным вместо постановки задачи диктовать решение для исполнения. Если такой руководитель вовлечен в качестве спонсора, то у проекта есть шансы, а если более активно, то боюсь, что нет. Гэри в связи с этим сделал ценное замечание: некоторые путают ответственность с компетенцией.

Складывается парадоксальная ситуация: если консультант менее компетентен, чем руководитель, то, понятно, он не нужен. Но предположим, консультант в какой-то области более компетентен, чем руководитель. Психологически легко ли будет руководителю, который сам погрузился в задачу, принять решение, которое предлагает кто-то другой? Получается, слабый консультант не нужен, но сильный консультант не нужен тоже!

Проблема завоевания доверия первого лица, дилемма - спорить с ним или делать как он скажет - известны любому бизнес-консультанту. В связи с этим, о каком именно консалтинге мы говорим? Я бы выделил три уровня:

  1. ИТ-консалтинг. Функция консультанта - понять, что говорит бизнес-заказчик на своем языке, и пересказать это с минимальными искажениями разработчику уже на языке ИТ. Понимание языка бизнеса здесь обычно минимальное, его можно сравнить с тем, как в резюме пишут “иностранные языки - английский, читаю со словарем”.
  2. Управленческий консалтинг. Консультант, работающий на этом уровне, обязан уже не только понимать, но и разговаривать с бизнесом на его языке - высказывать какие-то идеи, давать предложения. Это уже соответствует “английский - свободно”. Но эти специалисты обычно “плавают” в ИТ, и поэтому для программиста они почти такие же “иностранцы”, что и бизнеса-пользователи.
  3. Бизнес-консалтинг. Предполагает способность на равных разговаривать с владельцами и первыми лицами, уметь добираться до корня проблем и предлагать инновационные решения. Языком бизнеса бизнес-консультант владеет как родным, но ожидать знания языка ИТ от него можно только в виде исключения - как исключением является Набоков, получивший признание как писатель, писавший и на русском, и на английском языках.

Поле деятельности бизнес-аналитика от ИТ-службы - первый уровень. См. на эту тему статью: Paul Harmon, ”Are You a Business Analyst?“, русский перевод.

Консультант по BPM, благодаря владению соответствующей методологией и инструментарием, свободно себя чувствует и на первом, и на втором уровнях. С одной стороны, он активно обсуждает с бизнес-заказчиком схему бизнес-процесса, предлагает усовершенствования, находит и исправляет ошибки. С другой стороны, он дает разработчику необходимые комментарии по поводу схемы бизнес-процесса и в частности, по поводу сопряжения ее с информационными системами.

Вот почему обращаться к консультанту по BPM как к “автоматизатору” (с задачами первого уровня) значит использовать его потенциал только наполовину.

На втором уровне консультант отвечает на вопрос “как делать”, на третьем - “что делать”. (По-английски это звучит лучше: “do things right” vs. “do the right things”.) Требовать от консультанта по BPM профессионализма на третьем уровне было бы слишком, но воспринимать идущую с него информацию он должен уметь. Надо только, чтобы бизнес такой информацией делился, то есть чтобы бизнес нуждался не только в наших руках, но и в мозгах.

07.12.09 | Статьи | , , ,    

Комментарии (2)

  1. Julia Wagner 09.12.09 14:37

    ну так его (руководителя) можно понять. Ему кажется, что он предлагает решение вместо проблемы. И наверное очень этим гордится.

    And I can understand him (I mean the head). He thinks that he offers a solution instead of the problem. And probably he proud of this.

  2. Кузин Сергей 28.12.09 12:28

    Собственно говоря, фиксируется существующая проблема. И вряд ли из неё есть тот выход, которого ждёт Анатолий. Утопично ждать, что владельцы или управленцы от бизнеса будут говорить языком исполнителей - потому и нужны консультанты, чтобы понять и перевести на другой язык. А поскольку консультанты часто понимают ещё и другие общие вещи, связанные с бизнесом, по своему опыту консультирования и внедрения, то и страшного всё же ничего нет

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Do You Need Hands Or Brains?

The question is addressed to prospective sponsors of BPM projects, i.e. top managers and/or business owners. Unfortunately I don’t expect there are many of them reading this blog so we’ll hardly get the answer.

The question arose after another meeting with a prospect customer led by young, ambitious and most importantly, knowledgeable manager. Isn’t it great? I’m happy to meet an educated top manager who doesn’t need a story about business processes and BPM.

Yet there is a problem: the leaders of this type tend to specify a solution rather than a business issue. We expect to be called to deal with a problem and propose a solution, but it turns out that they consider us as “programmers”.

What we’d like to hear from a prospect and what we have:

We would like to hear We are hearing
As the result of poorly regulated cross-functional interactions during presale we either miss a price offer deadline or suffer from low margins. Sales, engineering and manufacturing have conflicting goals and this negatively affects the team spirit of the company. I can and should help in promoting the most important deals but I can’t participate in every one neither I have an understanding of which one needs to be backed up. We need a docflow system for contracts tracking.
We need an infrastructure granting a new insurance product to be released in two months instead of current six. It will lead to the advantage over competitors and significant increase of market share. Can you develop software to manage contracts insuring risk of real estate deals?
I want to minimize the need for the customers of our service center to phone call a manager. They should be able to enroll for regular maintenance via the internet as well as track the work status, obtain the invoice and pay by a credit card. We expect to attract the most advanced, influencing and paying customers this way. We need web-based software for managers processing customer’s request for regular maintenance.
In accordance with the Theory of Constraints the performance of our company is determined by the performance of the weakest link which is the production line. Hence we must develop the planning and scheduling system which will maximize the production line load and exclude delivery dates failures. A combination of MRP-II and APS algorithms should be implemented. Please develop an integration bridge between our accounting system and the software calculating production schedules, and also a piece of software importing weekly plans from Excel.

It seems that customers need our hands rather than our brains.

Interestingly, the same leaders agree that there is lack of understanding between business and IT which is bad and should be eliminitated. This is actually a cornerstone of BPM: “bridging the gap” (or recently “closing the gap”) between business and IT. But look - it should be bridged from both sides! Not only IT should go beyond the “iron” and embrace business objectives and business processes but also business should stop considering anyone knowledgeable in corporate systems as a “programmer” writing whatever software a customer wishes.

A top manager expecting nothing from a consultant because he has never led a similar company (preferably exactly the same). A banker trusting only other bankers’ opinions and considering IT as pure service function. A business owner stressed by applying to a consultant like Tony Soprano applying to a psychoanalyst: God save from business partners or competitors to know - they would consider it a weakness.

It’s up to you gentlemen but that’s wrong view of a specialist’s role. (Of course there are incompetent and unscrupulous consultants but this is a separate subject.) Final decision (and responsibility for it!), surely must be yours. But often you take the problem down to execution and do not share root problems with analysts and consultants and you are not ready to hear their opinions and consider their suggestions.

One may ask: what’s the right approach to a specialist? Let’s consider the analogy: I’m going to build a house. I have a vision - I know what it should be in terms of functionality. I know the style I want (modern Greek Mykonos style, if anyone cares). I have some ideas on planning and decoration. I am able to make some drawings in Archicad. Yet I do not go further than sketches aimed solely to explain my ideas to the architect.

Why do I appeal to the architect? Because he’s a professional - yes, but it’s too abstract. Firstly because I know for sure: from ten of my great ideas there will be one or two awful ones. Professional would not miss them because, thanks to education and experience gained, he developed the ability to anticipate the final result while looking at the early sketch. Secondly, because he has a systematic knowledge not only of design and space planning, but also of modern materials and construction technologies. Therefore he is able to generate an idea that would never come into my mind simply because I’m not aware it’s possible.

I do not always agree with what the architect proposes. Sometimes he does not agree with my choice. But I always listen to him with due respect and if insisting on my point I explicitly accept full responsibility for the decision. Because if I do not he would consider me a stupid client and this is what I want the least.

Returning to BPM matters: it’s absolutely the same! Here too a creative individual is vulnerable. Here too not arguing with the customer means giving him a bad service. One can only rely on what resists! If pressed too much, a consultant will shrug in his mind and continue working “as you wish.” I personally would rather get out of the project, but are there many who can afford it?

BPM is a tricky thing. For comparison, when it comes to implementing ERP, it’s easier for supplier or consultant to make the customer accept his point of view: “This system can do this but can’t do that; if you want a customization it will cost that money. We know better how to implement our system and our implementation methodology was verified by hundreds of companies around the world.” BPM means bringing business processes to desired state without compromises and this produces customer’s illusion that everything is under his control - doesn’t he knows his business best after all? Hence he can dictate how and what to do.

Of course he knows the business. But he doesn’t know “modern construction technologies.” As an example, a potential customer requested a proposal for a “turnkey BPM system” from us at the meeting last week. Let me stress out: he is an intelligent and educated man. He simply isn’t aware that there are other ways of development and implementation rather than turnkey, i.e. good old “waterfall”. We had to explain him that there is more advanced development methodology called “agile” and that the project carried out in accordance with requirements that do are not changing during the project is anything but BPM. And that having gone down this path, it is guaranteed to come the same destination others came before, that is, the automation of not fully understood or far from being optimal business processes. He listened to us with visible unbelief. He wrote down the word “agile” - let’s see how it will go for him.

The leader may also lack the view distance and systematic approach. He may be fully busy with a single business process which is the major trouble at the moment. I am not a supporter of many-months efforts aimed at documenting business processes six levels deep, resulting in “analysis paralysis.” But not spending at least a week to systematically analyze company’s value chain and to identify existing bottlenecks and potential improvements (so-called gap analysis) means falling into another extreme. Sometimes the root of the problem is not in the process under consideration but in the one it launches or which launches this one.

We had a brief exchange with Gary Comeford at his blog: “Who’s running your process project - The Chicken or the Pig?” Gary stated that without senior management involvement a BPM project has no chances. This is very true indeed. Further he distinguishes between 1) an involvement, when a leader is acting as sponsor - makes a decision to allocate the budget and accepts the results, and 2) active participation - when a leader is focused on the project and is committed to it. According to Gary, the first option is more common but the second is preferable. May be, but not when you’re dealing with a leader who tends to dictate a solution rather specify a problem to be solved. If such individual is involved as a sponsor the project has a chance; if he actively participates then I’m afraid not. Gary made a valuable point on the matter: responsibility and expertise aren’t the same.

A paradoxical situation occurs: if the consultant is less competent than the sponsor then he is not needed. But let’s assume a consultant is more qualified than the customer. Is it easy for the latter to accept a decision from someone else on a condition that he himself is deeply involved into the problem? So at the end of the day a weak consultant is of no value but a great consultant is not needed either!

The problem of gaining the confidence of a top manager and the dilemma - to argue with him or do what he says - are known to any business consultant. In this regard, what flavor of consulting are we talking about? I would suggest three levels:

  1. IT consulting. A consultant should understand what business customers say in their language and retell it to the developer in his (IT) language with minimal distortion. The understanding of business language at this level is minimal - it can be compared to some CVs statements of foreign language knowledge: “Russian, can read with a help of dictionary.”
  2. Managerial consulting. A consultant working at this level must not only understand but also talk to business in his own language to express ideas and give suggestions. This is consistent with “Russian, fluent.” But these experts are usually weak in IT and therefore they are almost the same “foreigners” for a programmer as business users.
  3. Business consulting. This assumes talking as equal to equal with business owners and top managers to be able to get to the root of problems and propose innovative solutions. Business language is indeed a native language for a business consultant but it’s exceptionally rare for him to have IT language skills. Probably it’d be an exception similar to Nabokov who was recognized as a writer both in Russian and English.

A business analysts’ role usually assumes operating on the first level, see the article on the subject: Paul Harmon, “Are You a Business Analyst?“.

BPM consultant armed with appropriate methodology and tools feels free both at first and second levels. On one hand, he discusses a process diagram with business users, suggests improvements, discovers and corrects mistakes. On the other hand, he gives appropriate comments on the process diagram to developers, in particular on the process interaction with corporate systems.

That is why using a BPM consultant as a “programmer” (for the first level tasks) is using only half of his abilities.

Managerial consulting answers the question how to “do things right”, business consulting is about “doing the right things.” It’s probably too much to expect a BPM consultant being fully professional on the third level yet he should be able to perceive the information coming from this level. It assumes that business is willing to share such information, i.e. it needs not only our hands but also brains.

12/07/09 | Articles | , , ,    

Comments (2)

  1. Julia Wagner 12/09/09 02:37 PM

    ну так его (руководителя) можно понять. Ему кажется, что он предлагает решение вместо проблемы. И наверное очень этим гордится.

    And I can understand him (I mean the head). He thinks that he offers a solution instead of the problem. And probably he proud of this.

  2. Кузин Сергей 12/28/09 12:28 PM

    Собственно говоря, фиксируется существующая проблема. И вряд ли из неё есть тот выход, которого ждёт Анатолий. Утопично ждать, что владельцы или управленцы от бизнеса будут говорить языком исполнителей - потому и нужны консультанты, чтобы понять и перевести на другой язык. А поскольку консультанты часто понимают ещё и другие общие вещи, связанные с бизнесом, по своему опыту консультирования и внедрения, то и страшного всё же ничего нет

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments