Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Банки и телеком: BPMS без BPM

Первыми использовать BPM начали банки и телеком. Насколько опыт этих пионеров полезен другим отраслям?

Для начала рассмотрим производственную компанию. Грубо говоря, у нее есть цеха и есть заводоуправление. BPM востребован в заводоуправлении: там замыкающиеся на заказчике сквозные бизнес-процессы, там проблемные стыки между службами и кросс-функциональные процессы, там взаимодействие людей и автоматизированных систем.

В цеху тоже есть процессы - производственные. Но у них несколько иная проблематика, иные методы и технологии: станки с ЧПУ, поточные линии, АСУТП… Зато здесь нет проблем кросс-функциональных процессов - ведь это одна служба. Тут требуется не BPM, а производственная автоматика и робототехника.

Теперь взглянем на банк. Тут тоже есть свое “заводоуправление”, где работают с клиентами, принимают-увольняют сотрудников, планируют рекламные кампании, обслуживают компьютеры и факсы, сдают квартальные бухгалтерские отчеты. То есть занимаются, в общем-то, тем же, что и в настоящем заводоуправлении. Соответственно, и бизнес-процессы тут принципиально не отличаются от процессов в реальном секторе, и BPM применим точно так же.

Банковский “цех” - это место, где хранятся и обрабатываются счета и транзакции. Принципиальное отличие банковского “цеха” от настоящего в том, что он может обходится без людей: только серверы, базы данных, автоматизированные системы, сети. Вместо людей и станков - компьютеры, вместо службы доставки - банкоматы, “банк-клиент”, SWIFT. Соответственно, банковский “цех” в отличие от обычного поддается полной автоматизации.

Поскольку одной автоматизированной системой обойтись не получается, и к тому же необходимо взаимодействовать с системами других банков, в банковском “цеху” появляются процессы, понимаемые как координация действий, выполняемых в различных системах. Человек в них или вовсе не участвует (STP - straight-through processing), или только разбирается с относительно редкими исключительными ситуациями.

Как известно, “самое трудное в работе с компьютерами - это работа с людьми”, поэтому сложность процессов “заводоуправления” ниже, чем у “цеховых” процессов банка. С другой стороны, “цеховые” процессы предъявляют более высокие требования к быстродействию, надежности, масштабируемости системы. Процесс, включающий обращения к трем-четырем системам и базам данным, несколько бизнес-правил и логических развилок, относительно легко моделируется, изменениям подвержен гораздо реже опять-таки в силу своей простоты, но он должен обрабатываться за доли секунды и система должна справляться с огромным потоком таких процессов. С точки зрения технологии, такому профилю использования идеально соответствует BPEL, а методологическая составляющая BPM тут не востребована: это чистый ИТ-проект.

В телекоммуникационных компаниях “цеха” тоже безлюдные: клиент совершил звонок - отработал процесс - данные попали в одну или несколько систем одной или нескольких (например, в случае роуминга) компаний.

Так сложилось, что и системы, используемые для управления специфическими процессами в “цехах” банков и телекомов, и системы, предназначенные для “заводоуправлений”, называют BPMS. Это устраивает вендоров, избравшим для себя стратегию: сначала сделаем продукт, который банки у нас точно возьмут, а потом постараемся приспособить его для остальных.

И когда вендор рапортует об успешном внедрении BPMS в банке или телекоме, речь зачастую идет о “цеховых” процессах. Но в силу отмеченной специфики процессов - их “безлюдности” - эти системы, этот опыт и успехи слабо применимы к другим отраслям. Такие проекты можно назвать “BPMS без BPM”: BPMS в них есть, а две другие составляющие BPM - процессная методология и гибкий подход к реализации - отсутствуют.

Я не хочу сказать, что все внедрения в банках и телекоме таковы. Например, классика банковского BPM “выдача кредита физическому лицу” в части приема и рассмотрения заявления - типичный процесс “заводоуправления” с множеством исполняемых людьми шагов, сложной логикой; продолжительный, но с относительно низкой интенсивностью. После того, как выдача кредита одобрено и подписан договор, процесс продолжается в “цеху” - информация записывается в информационные системы, клиенту шлется уведомление по SMS и т.п.

Поэтому вникайте, разбирайтесь - что представляет собой конкретное внедрение конкретного вендора, есть ли в нем BPM или только BPMS.

24.04.10 | Статьи | ,    

Комментарии

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Banking and Telecom: BPMS without BPM

Banking and telecom were the first BPM adopters. How valuable is these pioneers’ experience for other industries?

Let’s consider a manufacturing company. Roughly speaking, it consists of a shopfloor and an office. The demand for BPM comes from the office: the customer-centric business processes, the issues of cross-functional cooperation, the interaction between people and automated systems are all here.

The shopfloor has processes, too. But these processes have specific issues, specific methods and technologies: production lines, automatic machines, process control software. There is no cross-functional issues - it’s a single function after all. There is no need for BPM here, rather industrial automation and robotics.

Now look at the bank. It has the office, too. The processes here are basically the same as at the manufacturing company’s office: interactions with clients, personnel on/off-boarding, advertising campaigns planning and execution, computers maintenance, bookkeeping etc. Therefore we may expect that BPM is applicable in pretty same way.

The bank’s ”shopfloor” is a place where accounts and transactions are stored and processed. The principal difference from the real shopfloor is that it doesn’t need people: only servers, databases, automated systems and networks. Computers instead of humans and machines, ATMs and SWIFT instead of delivery service. Unlike the real shopfloor, it’s possible to fully automate the bank’s shopfloor.

Since a single automated system can’t satisfy all needs and besides we interact with other banks’ systems, there is a need of processes at the bank shopfloor to coordinate actions performed by different computer systems. A human is either not involved at all (STP - straight-through processing) or only handles relatively rare exceptions.

No humans - no pain: the most part of the process complexity goes away with humans. Therefore the complexity of bank’s shopfloor processes is much less than the complexity of the office processes. On the other hand the shopfloor processes’ performance, reliability and scalability requirements are much higher. The process consisting of calls to three or four systems and databases, several business rules and couple of logical gateways is relatively easy to model, it doesn’t change frequently due it its simplicity but it must be processed in milliseconds and the system must handle a huge flow of such processes. This is a perfect fit for BPEL while process methodology and agile implementation are of no use. It is a pure IT project.

A telecom company has a human-less “shopfloor”, too: a client makes a phone call - the process runs from the beginning to the end - the data are stored into one or more systems of one or more (e.g. in the case of a roaming call) companies.

Historically, both the systems used to manage specific processes at banks and telecoms “shopfloors” and the systems designed for office processes are called BPMS. It pleases those vendors who have chosen a strategy to satisfy the banks’ needs first and then try to adapt the product for the rest.

So when a vendor reports on successful BPM implementation at the bank or telecom, it is often about the “shopfloor” processes really. But due to the human-less nature of these processes such experience is hardly applicable to other industries. We may call such projects “BPMS without BPM”: BPMS is involved but the other two components of BPM - a process methodology and agile implementation - are absent.

I don’t mean that all BPM implementation in banks and telecom are of this kind. For example the initial phases of “Issue a Loan to an Individual” (application processing, customer verification, decision making) is a typical office process with human activities and complicated logic, long-term yet relatively low-intensive. When the credit is approved and the contract is signed, the end-to-end process continues at the “shopfloor”: the information is stored in information systems, the SMS notification is sent to the client etc.

So better get deeper into vendors’ cases, try to figure out whether it’s BPM or just BPMS.

04/24/10 | Articles | ,    

Comments

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments