Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Самый сложный вопрос поставщику BPM

Недавний опрос на ebizQ «What is the most important question to ask when starting a BPM project?» собрал рекордное число откликов. При этом Питер не уточнил роль – какая сторона задает вопрос? Поскольку большинство активных участников (писателей) форума – BPM-вендоры или консультанты, то вопрос они формулировали так, как бы они его задали потенциальному клиенту. Большинство сошлось на том, что самые главные вопросы – о контексте, целях и метриках успеха проекта BPM, (с чем я полностью согласен).

Но давайте оборотимся на себя: какой самый сложный вопрос потенциальный клиент может задать BPM-вендору?

Для меня самый сложный вопрос – «Что я с этого буду иметь?»

Первым делом надо конечно уточнить кто такой этот «я», ведь BPM-проект затрагивает множество заинтересованных лиц, каждому из которых вообще-то нужен свой ответ. Но это заведет нас слишком далеко, поэтому упростим задачу: предположим, спрашивающий подразумевает исключительно интересы компании.

Честный ответ: я не знаю что вы получите, но я знаю что надо сделать, чтобы получить ответ на ваш вопрос.

Самое простое - привести статистику Гартнер по показателям ROI проектов BPM (систематически больше 20%). Но я еще не видел клиента, которого подобные доводы убедили бы начать проект. Сойдет в качестве дополнительного аргумента, не более того.

Можно пуститься в общие рассуждения о благодатности процессного подхода: вся компания станет работать как один человек и благодаря процессам добьется увеличения доходов, сокращения издержек и большей гибкости. Это все так, но насколько именно станет лучше и как конкретно, за счет каких механизмов?

Калькуляция экономического эффекта BPM

Честно ответить на вопрос «что я с этого буду иметь» значит показать, что изменится в строке прибылей и убытков баланса.

Перечень выгод, которых потенциально можно получить с помощью BPM, секретом не является. Но просчитать каждую составляющую применительно к конкретной организации – та еще задача. Тут надо либо нанимать кого-то на проведение полноценного анализа компании, включая бенчмаркинг – сравнение со средними/лучшими показателями отрасли, но такой анализ само по себе встанет в копеечку. Либо проводить экономический анализ ожидаемой эффективности проекта самим.

(К слову: меня умиляет, когда финансисты и экономисты требуют представить экономическое обоснование проекта. Почему, собственно, представить, а не рассчитать самим? В конце концов, кто тут специалисты в экономике? Так почему же вы требуете, чтобы эту работу делали технари? Это как если бы вам понадобился софт, а отдел ИТ сказал бы: хорошо, разрабатывайте, а мы проверим и если что не так – забракуем.)

Ключевой вопрос такого анализа – где у компании имеется потенциал улучшения? Тут надо учесть два момента:

  1. насколько существующая организация работы мешает достижению более высоких показателей каждого из основных бизнес-процессов компании
  2. если мы усовершенствуем определенный процесс, то добьемся ли мы этим улучшения показателей компании в целом или всего лишь суб-оптимизации? (В терминах теории ограничений, является ли данный участок узким местом для компании в целом?)

Пока такой анализ не выполнен, я не могу сказать, какой экономический эффект вы получите. И никто не может; а кто говорит, тот, мягко говоря, преувеличивает свои возможности.

Немедленная выгода или приобретение технологий

Правда не всегда и надо гнаться за немедленной выгодой.

Приведу аналогию: в шахматах есть ходы, приводящие к выигрышу материала, но ведь большинство ходов – это борьба за позицию! Только дети, только начинающие играть в шахматы, все время стремятся что-нибудь «съесть».

Результатом проекта BPM является получение технологии управления. А технологии вообще и технологии управления, в частности,– это ключевые активы компании. Вы же тратитесь на разработку новых продуктов? На НИОКР? Тогда будьте любезны тратиться в каком-то объеме и на разработку бизнес-процессов (проект BPM), и на процессный НИОКР (изучение BPMN, процессный анализ, освоение BPMS). Основные бизнес-процессы компании – такой же актив, как патенты и ноу-хау.

Получится ли разрабатываемый продукт удачным? Наши инженеры вместе с маркетингом постараются, но наверняка никто не знает. Точно известно другое: если новую продукцию не разрабатывать, то компания загнется. То же и с процессами.

Кстати, продолжая шахматную аналогию, выигрыш темпа в шахматах – это аналог маневренности бизнеса (Business Agility), о которой так много говорят в последние годы. Построить маневренный бизнес легче, чем сверхманевренный истребитель 5-го поколения. Но тоже непросто и недешево.

Нужно оно нам? Окупятся ли усилия? Зависит от того, с кем нам предстоит «сражаться». Если у противника нет авиации, то можно обойтись чем попроще. Но если разведка докладывает, что противник такие разработки уже ведет, то куда вы денетесь? Так же и в бизнесе – зависит от стандартов отрасли, направлений атак конкурентов, текущих и прогнозируемых требований заказчиков.

Большая идея

Но если «что я с этого буду иметь» спрашивает первое лицо или собственник компании, то я отвечу по-другому:

У вас есть мечта? «Большая идея» – такая, которая заставит клиентов добровольно вас рекламировать, сотрудников – гордиться своей компанией, а конкурентов – скрежетать зубами?

Если для вас «большой идеей» является, например, бережливое производство по образцу Тойоты или постоянное выявлении узких мест в соответствии с Теорией Ограничений,– прекрасно.

Если выработке стратегической идеи мешает постоянная текучка – прочтите одну из последних книг Майкла Хаммера «Бизнес в XXI веке» или «Быстрее, Лучше, Дешевле» (а лучше обе). Там таких идей – десятки; не может быть, чтобы не одна из них не запала вам в душу. Решение проблем клиента вместо поставки товаров, выстраивание отношений с клиентом без посредников, глубокая кооперация с поставщиками, виртуальная бизнес-интеграция – вот некоторые примеры, только выбирайте!

Предположим, стратегия выбрана. Но тут возникает стандартная ситуация из анекдота про мудрую сову и мышей, которые решили стать ежиками: «мыши, я вам даю стратегию, а вы пристаете с деталями реализации».

Так вот, «детали реализации» – это дело BPM-профессионалов. Мы точно знаем, что за любой бизнес-проблемой стоит определенный сквозной бизнес-процесс. У нас есть инструментарий в виде систем BPMS, мы владеем методологиями выявления бизнес-процесса, внедрения процессных преобразований и непрерывного усовершенствования бизнес-процессов.

Возвращаясь к вопросу «что я с этого буду иметь», отвечаю: воплощение своей мечты.

Внедрение процессного управления и BPM - это не мечта, это способ ее достижения.

30.05.12 | Статьи | ,    

Комментарии (2)

  1. Julia Wagner 05.06.12 14:39

    Толя,
    а знаешь, что самое сложное в этом вопросе? Я только что поняла, что у меня не вяжется: когда кто-то спрашивает “что я с этого буду иметь?”, это значит, что он не пытается найти средство для достижения цели, а пытается найти “что-нибудь вообще”, чтобы придумать цель. А еще лучше - “придумайте-ка мне цель, убедите, что она мне будет полезна, а я потом подумаю, хочу я ее или нет…”

  2. Anatoly Belychook 05.06.12 15:14

    Эта статья обсуждается также в группе BPMS.ru на фейсбуке: http://www.facebook.com/groups/bpms.ru/permalink/376194765770084/

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

The Toughest Question To a BPM Vendor

A recent ebizQ question «What is the most important question to ask when starting a BPM project?» collected a record number of responses. Peter did not specify the role - which side asks the question? Since the majority of active participants (writers) are BPM vendors or consultants, they proposed the question as if they were asking a potential clients. The majority agreed that the most important questions are about the context, objectives and metrics of success of the BPM project and I totally agree with this.

But let us turned back to ourselves: what is the toughest question a potential customer can ask a BPM vendor?

For me, the most difficult question is “Where is the money?”

We should probably define who is “me” in the question first because there are many stakeholders in a BPM project, each with specific concerns that should be addressed differently. However it’d take us too far so let’s simplify the problem by supposing that the question is about company’s interests.

The honest answer: I don’t know exactly what you’ll get but I know how to get the answer.

The simplest answer is Gartner’s statistics of BPM projects’ ROI (regularly above 20%). Unfortunately this kind of arguments won’t impress a prospect strongly enough to launch the project.

Another approach is to discuss general benefits of management by end-to-end business processes: whole company will operate as a fine-tuned machine, thoughtful process design will increase revenues, reduce costs and provide greater agility. It’s all true indeed but how it will work in practice and what the gains would in digits?

Calculating economic impact of BPM

Answering the question “Where is the money” honestly means showing the positive changes in the company’s bottomline.

The list of potential BPM benefits is not a secret. But calculating each item isn’t a trivial task. It’d require a comprehensive analysis of the company including benchmarking - a comparison with average / best industry performance.

The key question of this analysis: where are major performance gaps within the company? Two issues should be addressed:

  1. Does the current system assist or prevent effective work within core business processes?
  2. Supposing that certain process is improved, would it mean a better performance of the company as a whole or just a sub-optimization? (In terms of the Theory of Constraints, does the process relate to a bottleneck?)

Unless such analysis is done, no one can estimate the utlimate effect of BPM inititative.

Immediate benefits vs. technology acquisition

But should we always chase for immediate benefits?

Let me give an analogy: the majority of moves in chess doesn’t produce material gains - they just improve the position. Only kids learning chess constatntly seek an opportunity to “eat” something, experienced players plan combinations that would produce material benefits after several moves.

With a BPM project the company gains advanced managerial technology. Technology in general and managerial technology in particular are the key assets of the company. Do you develop new products? Do you spend on R&D? If yes then be prepared to spend money on business processes development (BPM project) and process R&D (learning BPMN, process analysis, BPMS tools), too. Key business processes are key assets just like patents and know-how.

Will the new product currently in development be successful? Of course our engineers and marketing will do their best but no one knows for sure. What we do know is that the company will die without new products development. The same applies to business processes.

The Big Idea

But if the question “where is the money” comes from the top management then I’d take another course:

Do you have a dream? “The Big Idea” - one that will force customers to advertise you for free, employees to be proud to work for you and competitors to be depressed by you?

If your big idea is, for example, Toyota-style Lean production or bottlenecks utilization with the help of the Theory of Constraints - fine.

It happens too often though that routine business leaves little room for strategical development. In this case I’d recommend books by Michael Hammer’s “The Agenda” and “Faster Cheaper Better”. There are dozens of great ideas - delivering solutions instead of goods, building direct relationships with clients without intermediaries, deep cooperation with suppliers, a virtual business integration and more - just pick up what appeals to you.

Supposing the big idea is found, the company will enevitably hit the big issue - that is, implementation. This is the case for BPM professionals. We know that every business problem is related to certain business process. We have methodology to identify, analyze and optimize a business process, we have the right tool - BPM Suite, we know how to implement continuous improvement of business processes.

Getting back to the question, we’ll turn your boldest business ideas into reality. Are these ideas about the money? You should know better.

05/30/12 | Articles | ,    

Comments (2)

  1. Julia Wagner 06/05/12 02:39 PM

    Толя,
    а знаешь, что самое сложное в этом вопросе? Я только что поняла, что у меня не вяжется: когда кто-то спрашивает “что я с этого буду иметь?”, это значит, что он не пытается найти средство для достижения цели, а пытается найти “что-нибудь вообще”, чтобы придумать цель. А еще лучше - “придумайте-ка мне цель, убедите, что она мне будет полезна, а я потом подумаю, хочу я ее или нет…”

  2. Anatoly Belychook 06/05/12 03:14 PM

    Эта статья обсуждается также в группе BPMS.ru на фейсбуке: http://www.facebook.com/groups/bpms.ru/permalink/376194765770084/

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments