Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Тонкий слой под названием “процесс”

Как это не парадоксально, но термин “процесс” остается самым неоднозначным в BPM - недавняя дискуссия на форуме BPM.com это наглядно демонстрирует.

  • Когда мы разрабатывали профстандарт, одно из рабочих вариантов названия было “Специалист по управлению процессами”. И на одном из обсуждений мы получили замечание: “Уточните, о каких процессах идет речь - процессами пищеварения вы собираетесь управлять?” В самом деле, на бытовом уровне мы процессами называем все что угодно, от пищеварения до образования галактик.
  • Среди консультантов по управлению распространен взгляд на процессы как на любую упорядоченную деятельность, нацеленную на получение определенного результата. В таком определении есть смысл - если в фокусе нашего внимания находится эффективность бизнеса, то для нас нет большой разницы между деятельностью в рамках функциональных подразделений, кросс-функциональных процессов или проектов. Но если погружаться в конкретику, то такое определение процесса становится непродуктивным: конечно, мы можем принять, что проект - это тоже процесс, просто нацеленный на однократный результат, но методы управления проектами и процессами ведь существенно разные, как ни крути. К слову, в последнее время для обозначения широкого спектра деятельности вместо термина “процесс” стали употреблять “бизнес-способность”. Мне этот термин нравится, поскольку позволяет объединить процессы и проекты, не сливая их в одно.
  • В контексте BPMN определение процесса сужается еще больше. Во-первых, в BPMN есть четкая разница между процессом и подпроцессом: первый инициируется внешним событием (сообщением, таймером или просто волевым решением), второй вызывается. Во-вторых, BPMN в упор не видит уровни выше отдельного процесса - такие сущности, как, например, “цепочка создания ценности”, “вспомогательные бизнес-процессы” или “продвижение продукции”. В BPMN нет средств для моделирования групп процессов.

Таким образом, если посмотреть на процессную иерархию сквозь призму BPMN, то вверху мы увидим несколько уровней групп процессов, в основании - несколько уровней подпроцессов, а между ними - тонкий слой того, что в BPMN называется процессами:

См.также

03.04.17 | Статьи | ,    

Комментарии

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2017 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

The Thin Layer Called Process

It’s a paradox but the term “process” remains the most ambiguous in BPMN, as the recent discussion on the BPM.com forum has shown.

  • In our day-to-day life we call “process” almost anything from digestion to the formation of galaxies.
  • Many consultants are comfortable with the process definitions that cover any orderly set of activites aimed at certain result. It makes sense when we focus on business performance but when we get into details it becomes hard to ignore the difference e.g. between processes and projects. One may treat a project as special case of a process indeed but the fact is that we manage projects and processes substantially differently so a definition that makes no difference between processes and projects would be counter-productive. That’s why I like the term “business capability” - it provides an umbrella term for different kinds of business activities yet it doesn’t merge them all into “process” treated too widely.
  • Process definition narrows even more in BPMN context. First, there is a clear difference between a process and subprocess in BPMN: the former is triggered by external event (e.g. a message, timer or free will of process initiator) while the latter is called from overarching process or subprocess. Secondly, the entities more abstract than a single process are beyond BPMN scope completely. There is no element to model process groups in BPMN so one can’t depict things like “value chain”, “supporing processes” or “product promotion”.

Thus, if we look at the process hierarchy through the prism of BPMN, we’d find several levels of process groups at the top, several levels of subprocesses at the bottom and a thin layer of what BPMN calls a process in the middle:

See also:

04/03/17 | Articles | ,    

Comments

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2017 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments