Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Записи в рубрике ‘Заметки’

Изменение бизнес-процесса “на лету”

Еще один часто задаваемый вопрос из форума.

Вопрос - В случае изменения шаблона бизнес-процесса (добавили/удалили активити) что происходит с реальными начатыми по этому шаблону (в предыдущей версии) бизнес-процессами? Что происходит в связи с этим с аналитикой?

Ответ - Большинство BPMS в такой ситуации завершат начатые экземпляры бизнес-процесса по старому шаблону, а новые будут создавать по новому. Это можно считать удовлетворительным решением только если изменение шаблона - плановое. Если же, как часто бывает, процесс зашел в тупик из-за того, что в шаблоне в данном месте не предусмотрели переход или развилку, то все что вам остается, это аварийно завершить данный экземпляр процесса и начать его снова по новому шаблону. Аналитика при этом накрывается.

Однако системы, которые позволяют модифицировать схему процесса “на лету”, существуют. Рекомендуемое чтение по теме:

  • Статья Glen Smith из Appian на ebizq.net рассказывает почему важно иметь такую возможность с методологической точки зрения. Если над вами не довлеет жесткая необходимость выявить процесс до мельчайших деталей всех возможных исключений, то вы можете быстрее запустить его в эксплуатацию.
  • Keith Svenson из Fujitsu обращает внимание на то, что изменение схему “на лету” принципиально очень сложно реализовать в системах, в которых для исполнения процесса используется BPEL. Fujtsu Interstage BPM позволяет вам отредактировать схему экземпляра процесса точно так же, как и схему шаблона, и при желании, сохранить полученную схему в качестве новой версии шаблона.

За информацией о последней версии конкретной BPMS обращайтесь к отчету BPTrends.

Если редактор бизнес-процессов (моделер) реализован в виде десктопного приложения (а именно так обстоит дело в большинстве систем), то это принципиально ограничивает возможность исправления процесса “на лету”. Если экземпляр процесса застрял, то необходимо иметь возможность оперативно, в онлайне исправить схему. То есть моделер должен быть реализован в виде тонкого клиента. К примеру, в Fujitsu Interstage имеется и десктопная версия моделера, и онлайновая в виде апплета.

В Oracle BPMS (aka BEA AquaLogic BPM aka Fuego) выбран другой путь. В палитре этой системы есть специальный “магический” активити, который может забрать на себя управление с любого активити и/или передать на любой активити. Это решает большую часть проблемы - отсутствие на схеме необходимого перехода.

Но не стоит полагаться только на инструментарий - надо грамотно проектировать схему процесса.

Например, рассмотрим бизнес-процесс “рамочный договор с заказчиком”. В рамках этого договора мы в течение нескольких лет собираемся осуществлять поставки и получать оплату, а также периодически продлевать договор, пересматривать его условия и т.п. Если попытаться технически реализовать все эти действия как один процесс, то заведомо ясно, что его схема будет многократно изменяться. Более грамотное решение - создать на верхнем уровне долгоживущий, но очень простой процесс типа “конечный автомат”, отражающий состояние отношений с клиентом: “договор заключается”, “договор действует”, “договор продлевается”, “договор расторгается” и т.п. Для каждого действия, начиная с заключения договора, в рамках договора создается отдельный процесс - поток работ. Поток работ можно запустить, если автомат находится в определенном состоянии, и этот процесс может послать конечному автомату сообщение, которое переведет его из одного состояния в другое. Благодаря тому, что конечный автомат строго пассивен, вы можете свободно менять схему того или иного потока работ, создавать несколько альтернативных вариантов, например, поставки и т.д.

СУБД, ECM/документооборот или BPMS?

В очередной раз на очередном форуме всплыл этот вопрос:

“Правда можно многие задачи BPM решать с помощью документооборота, также, как и с помощью БД. Правда получится не сильно хорошо…”

Это явный FAQ, поэтому дам-ка я на него развернутый ответ. Сам вопрос переформулирую для общности.

Вопрос - Как разграничить области применения СУБД, ECM и BPMS? Как их сочетать?

Ответ - Вообще говоря, у нас есть:

  1. структурированная информация, с которой лучше всего умеют работать СУБД
  2. неструктурированная информация (документы), для которой предназначены ECM
  3. процессная информация, под которую заточены BPMS

(BPMS используют СУБД, а ECM может использовать СУБД или файловую систему, но мы от этого абстрагируемся.)

Каждый из троицы СУБД-ECM-BPMS способен при необходимости подменить любого из двух собратьев, но естественно, в той или иной степени ублюдочным cпособом:

  • СУБД умеют хранить документы в текстовых и двоичных полях, но до полной функциональности ECM не дотягивают (например, в части навигации, поиска по контексту, версионности, разграничения доступа, интеграции с MS Office).
  • В СУБД иногда хранят процессную информацию, например создавая для этого таблицу, каждая запись которой описывает очередной шаг обработки документа. Понятно, что это очень примитивное описание по сравнению с диаграммой процесса в BPMS.
  • В ECM встраивают workflow-движки, но полноценной BPMS такая реализация проигрывает из-за проприетарных нотации, платформы, средств интеграции, а главное, из-за отсутствия поддержки методологии непрерывного усовершенствования. Проще говоря, в ECM можно реализовать бизнес-процесс, но трудно менять его в требуемом темпе.
  • Структурированные данные можно загнать в файл Excel, а файл - в ECM.
  • У BPMS есть типизированные атрибуты для хранения структурированных данных, но пользоваться ими можно только в ограниченных объемах - по производительности такой механизм и близко не стоит с непосредственным хранением в СУБД.
  • BPMS позволяет прицепить к экземпляру процесса документы, но, как и в случае хранения их в СУБД, сервис по сравнению с ECM будет убогий. К тому же возникает вопрос: как добираться до документов после того, как процесс завершился?

Таким образом, если вы планируете инфраструктуру на перспективу, то вам понадобятся все три компоненты. Если же перед вами стоит задача, ограниченная по функциональности, ресурсам и/или срокам, то вы можете поискать решение “для бедных”, скомпенсировав отсутствие компоненты за счет имеющихся в наличии.

Сбалансируйте вашу стратегию во времени: например, в пилотной стадии BPM-проекта зачастую обходятся встроенными в BPMS средствами хранения документов. Ведь в пилотном проекте главное - в возможно кратчайшие сроки выяснить: а нужно ли нам оно вообще? Если да, то ECM можно и потом прикрутить.

Тим Лири и другие служители карго-культа

Во время войны на Тихом океане американцы шли от одного богом забытого атолла к другому, воюя и строя на них базы и аэродромы. Понятно каким шоком стало для островитян такое столкновение с цивилизацией. Потом война закончилась, американцы ушли. И перестали прилетать самолеты, груженые палатками, одеждой, консервами и огненной водой, которые так или иначе перепадали местным.

И тогда “бедные люди-дикари” свергли своих прежних богов и стали молиться богам белых людей. Они стали строить свои аэродромы и самолеты в натуральную величину - как умели, из пальм и соломы. Они старались: раскладывали посадочные огни, сажали на вышку “диспетчера” в наушниках из половинок кокосовых орехов… Но божественные самолеты с изумительными грузами не прилетали. Подобные истории фиксировались неоднократно, и этнографы даже изобрели специальный термин: культ карго (cargo = англ. груз). » читать дальше

Процессы - это весело

Точнее, это было очень смешно в 90-е; современные процессные дисциплины не доставляют так, как реинжиниринг и ISO 9000. В качестве иллюстрации - подборка комиксов “Dilbert” от Скотта Адамса на околопроцессные темы. » читать дальше

08.01.09 | Заметки | ,     Комментарии: закрыто

Получен отказ в подключении: от Toshiba к HTC по Bluetooth

С третьей попытки научил-таки свой ноут Toshiba ходит в интернет через HTC 3300, подключенный по Bluetooth. На ноуте Vista, на наладоннике - Windows Mobile 6.

Попытка следовать инструкциям на сайте МТС приводит к сообщению “получен отказ в подключении” на ноуте. Народ на форумах дает разные советы, включая предложение заменить Bluetooth стэк на ноуте. Все бесполезно.

В итоге нашел на сайте Toshiba Bluetooth Information Center правильный документ: Internet via Bluetooth (TOSHIBA PC — WM6_phone — Internet). Тошибе - пятерку за качество документа и двойку за организацию своих сайтов вообще и поиска на них, в частности. На сайт этот по Bluetooth попал каким-то случайным образом; чтобы еще раз найти тот же документ, потратил полчаса.

Но это еще не конец истории. Документ предлагает запускать Internet Sharing из Comm Manager наладонника. Однако у HTC соответствующая иконка на панели Comm Manager отсутствует. Решение: Проводник - папка Windows - IntShrUI. Копировать, вставить ярлык в папку Windows/Главное Меню. Можно переименовать ярлык, например, в “Internet Sharing”. Все, для подключения действуем по инструкции Тошибы:

  1. Из меню Пуск наладонника запустить Internet Sharing и сказать ему “Подключиться” (в предположении, что GPRS на наладоннике уже настроен).
  2. На ноуте добавить подключение к наладоннику по Bluetooth (делается однократно) и подключиться.
01.01.09 | Заметки |     Комментарии: закрыто

Много ли процессов в ваших BPM-проектах?

В какой-то момент я обнаружил, что в BPM-проектах, которыми мы занимаемся, доля процессной составляющей оказывается меньше доли того, что можно назвать традиционными корпоративными приложениями - старого доброго управленческого планирования, учета, отчетности. (Ну с той только разницей, что это приложения не клиент-серверные, а браузерные.)

Вообще-то я всегда считал, что BPM - это для тех, у кого “ERP уже есть, а счастья еще нет”. Но выяснилось, что во-первых, компаний, достигших нирваны полной автоматизации, как-то не видно. А во-вторых, продвинутые компании не желают автоматизировать то, что у них еще не автоматизировано, традиционными методами, а хотят сразу заложить в свою недостающую функциональность процессную составляющую. Я был бы последним, кто стал бы их в этом упрекать, но в итоге мы попадаем в проекты, в которых “в нагрузку” к процессной составляющей идет приличный кусок разработки более-менее традиционных корпоративных приложений. И большую часть времени наши разработчики и аналитики тратят не на бизнес-процессы, а на эти приложения! В принципе ничего страшного - мы этим занимаемся больше 15 лет - просто скучноватое это занятие по сравнению с работой над бизнес-процессами.

И на форуме sql.ru помнится были высказывания в таком духе, что мол BPMS - не панацея, потому что “все равно до фига руками делать”.

Но вот сегодня мне пришла в голову мысль: а чего, собственно, расстраиваться по этому поводу? Дело-то просто в том, что при помощи BPMS процессная часть задачи решается играючи, а остальной объем работы каким был, таким и остался. Представим на минуточку, что мы решаем те же две составные части задачи - процессную и традиционную - но без BPMS. Объем работы над процессной частью увеличится в разы, и баланс изменится.

Прибегну к своей любимой аналогии между BPMS и DBMS. Разработка базы данных в сегодняшних проектах занимает долю относительно небольшую по сравнению с разработкой пользовательских интерфесов. Но ведь это только потому, что современные DBMS максимально упрощают эту работу -представьте себе на минуточку, что данные управляются при помощи какой-нибудь библиотеки на C, а вместо SQL приходится программировать навигацию по данным на том же C.

Вывод: не столько с BPMS хорошо, сколько без него плохо!

11.12.08 | Заметки |     Комментарии: закрыто

О дизайне этого сайта

Режет глаз? Ничего, это с непривычки. Вот такой авторский у меня в блоге дизайн. Навигация удобная? Поиск работает? Буквовки видны нормально? Замечу: не просто нормально, а одинаково во всех браузерах. Кто понимает, тот оценит.

Вот казалось бы, у вордпресса дофига готовых тем. Но это только на первый взгляд. А на самом деле:

  1. стандартно-дефолтные просто ни в дугу
  2. остальные на русский не переведены или переведны криво, приходится напильником работать
  3. у подавляющего большинства фиксированная верстка и размеры шрифтов, а я этого терпеть не могу
  4. нормально работают в IE считанные единцы, как будто не им пользуется большинство

Одним словом, быдлокодинг во всей красе.

Нашел бы годную тему готовую, не стал бы экспериментировать. А вам не пришлось бы плеваться.

Зато освоил YUI (Yahoo User Interface) CSS - полезная вещь кстати, всем рекомендую. А то вечно с этими CSS-ами приходится шаманить, и все равно вылезет какая-нибудь фигня не в одном, так в другом браузере. (Что собственно, темы вордпресса наглядно и демонстрируют.)

Смотрел еще Blueprint CSS - YUI у него выигрывает нокаутом. Во-первых, концептуально: у Blueprint мелкий грид с шагом 30 пикселов и классы вида “column span-12″. В результате компрометируется идея разделения структуры контента и верстки. Во-вторых, верстка только фиксированная. В-третьих, перекроить грид под себя можно скриптами на Ruby. Ага, счаз побегу его ставить специально для этого дела. Мало у меня всякого добра установлено. Ну и в-четвертых, YUI откровенно более зрелая и солидная разработка.

Надо будет при случае разобраться что еще есть полезного в YUI.

Copyright © 2008-2019 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Archive for the ‘Notes’ Category

On-the-Fly Process Modification

Another frequently asked question from a forum.

Question - When a business process template is modified (activity added/removed), what happens with process instances started by this template (previous version). What happens with analytics?

Answer - Most BPMS will finish running instances by following old template and will create new instances based on new teplate. It’s acceptable only if the template modification was planned. If - like it happens in most cases - the process became stuck because the template doesn’t have a desired gateway or a flow then you have nothing to do but abort the process instance and start it again by new template making the analytics inconsitent.

Yet there are systems allowing process scheme modification “on the fly”. Recommended reading:

  • ebizq.net article by Glen Smith from Appian explains why this functionality is important from methodology perspective. You can launch the process into operations faster if you don’t have to discover details of all possible exceptions.
  • Keith Svenson from Fujitsu notes that implementing process modification on the fly is hard to implement in a system that uses BPEL for excution. Fujtsu Interstage BPM lets you edit the scheme of a running instance the same way you edit a template; you can save the new instance scheme as a new version of the template if you wish.

Please refer to BPTrends report for the information about specific BPMS.

It’s hard to implement on the fly modification if a business process editor (modeler) is implemented as a desktop application which is the case for most systems. If a process instance stuck one should be able to correct scheme online promptly. Hence the modeler must be implemented as a thin client. Fujitsu Interstage for example has both desctop and online (java applet) modelers.

Oracle BPMS (aka BEA AquaLogic aka Fuego) took another way. The modeler pallette of this system has a special “magic” activity which can get control from any activity and/or pass it to any other acitivity. It solves the major part of the problem - absence of a desired flow on a scheme.

But you shouldn’t rely on a tool only - the process sheme should be designed the right way.

Let’s consider a long-term contract with a customer for example. We are going to deliver goods, obtain money and also renew contract’s terms and re-negotiate its conditions many times during several years. If we tried to implement it technically by a single process then for sure its scheme will be changed many times. Better solution is to create a long-living yet very simple process on the top level - a kind of a state machine keeping the state of our relations with the customer: “contract is beeing agreed”, “contract is in effect”, “contract is being agreed” etc. Every action starting from contract negotiations should be implemented by a workflow-like process. This workflow can be started if the contract is at some specific state and it can send a message to the contract process which will bring it from one state to another. Since the state machine is strictly passive one can modify a workflow scheme freely and/or create several alternative versions of e.g. delivery workflow.

02/09/09 | Notes | , , ,     Comments: 5

DBMS vs ECM vs BPMS

The same old question arose on a forum once again:

“In fact many BPM tasks could be solved with a document flow as well as with a DB. Yet results may not be very good…”

This is obviously a FAQ so I’m going to give a deailed answer, re-formulating the question for generality.

Question - What are the borders between DBMS, ECM and BPMS? How should they be combined?

Answer - Generally speaking we have:

  1. structured information where DBMS excels
  2. unstructured information (documents) is what ECM is for
  3. process information is BPMS target

(BPMS uses DBMS internally and ECM may use DBMS or file system for storage but it’s beyond our scope.)

Every member of DBMS-ECM-BPMS trio is able to replace any of two remaining brothers but only some more or less nasty way:

  • DBMS can store documents in text and binary fields yet it’s far from ECM functionality e.g. in navigation, content search, versioning, access control, MS Office integration.
  • DBMS is sometimes used to store process information, usually in a table where each rows defines the next step of document processing. Of course it’s very primitive if compared with BPMS process diagram.
  • ECM has a workflow or process engine yet it doesn’t match BPMS because of proprietary notation, platform, integration tools and what’s most important due to the lack of continuous process improvement methodology support. Simply speaking, a business process can be implemented in ECM but it’s hard to modify it with the speed required by business.
  • Structured data can be entered into Excel file and stored in ECM.
  • BPMS has typed attributes for structured data but clearly it’s for limited use only - the performance is nothing compared to that of DBMS.
  • BPMS lets you attach documents to a process instance yet as well as in DBMS case, the service will be very primitive if compared with ECM. Besides there is a question: how are you going to reach your documents when the process has ended?

So if you are planning the perspective infrastructure then you’ll need all three components. On the other hand, if you face a task limited by functionality, resources and/or timeframe then you may look for a poor-man’s solution by compensating missing components with present ones.

Make your strategy balanced over time. E.g. BPMS document capabilities may suffice for a pilot stage of a BPM project. A pilot project should answer the question - “do we need all this staff at all?” - in the shortest timeframe. In case of positive answer we can add ECM afterwards.

02/05/09 | Notes | , ,     Comments: 4

(Русский) Тим Лири и другие служители карго-культа

Sorry, this entry is only available in Русский.

01/12/09 | Notes | ,     Comments: 10

Processes are fun

To be more precise, it was a big fun back in 90-s; modern process disciplines are not as funny as reengineering and ISO 9000. Look at the selection of Dilbert strips on the matter. » read the rest

01/08/09 | Notes | ,     Comments: closed

Connection refused: from Toshiba laptop to HTC via Bluetooth

On third attept I trained my Toshiba laptop to browse Internet through HTC 3300 connected via Bluetooth. Laptop OS: Vista, PDA OS: Windows Mobile 6.

Following standard instructions results with “connection refused” message on the laptop. Forum users give various advices, including replacing Bluetooth stack on Toshiba. Nothing helped.

Finally I found the right document at Toshiba Bluetooth Information Center: Internet via Bluetooth (TOSHIBA PC — WM6_phone — Internet). Toshiba deserves the highest mark for the document and a low mark for their sites accessability and support site search in particular. I have found this Bluetooth site some random way and it took half an hour to find the same document once again.

But it’s not the end of the story. The document instructs to launch Internet Sharing from PDA’s Comm Manager. Yet HTC Comm Manager doesn’t have such icon. Solution: file explorer - “Windows” folder - “IntShrUI”. Copy then paste the shortcut into Windows/Start Menu folder. You may rename the shortcut to e.g. “Internet Sharing”. That’s it - now follow the Toshiba instruction to connect:

  1. Launch Internet Sharing from PDA Start menu and tap “Connect” (assuming that GPRS is already set up on the PDA).
  2. Add Bluetooth connection to PDA on the laptop (done only once) and connect.
01/01/09 | Notes |     Comments: closed

How many processes are there in your BPM projects?

I noticed that process part of our BPM projects tend to be smaller than the part that may be called traditional enterprise application - planning, accounting, reporting. (With the only difference from tradition that it’s web applications instead of client-server.)

In fact I always believed that BPM is for those who “got a ERP yet didn’t get happiness”. But I can’t see a single company around who have reached the nirvana of total automation - everyone wishes to add something to their software assets. And advanced ones don’t want to go traditional way, they want to strengthen new applications with process support. No objections indeed but as a result we fall into projects that have a lion’s share of more or less traditional applications develoment and smaller process management part. Our analysts and developers spend most of their time on these applications, not on business processes. Not a big deal of course - we are in this business for more than 15 years - just boring if compared with the process work.

As someone said on sql.ru forum, BPMS ain’t a silver bullet because there is still a lot to do manually.

But a simple thought got into my mind today: i’ts simply because BPMS makes the process part easy while the rest of the job remains the same. Let’s imagine for a moment that we have the same two parts of the job - traditional and process ones - but no BPMS. The volume of process work would increase manyfold and balance would shift.

Let me use my favorite BPMS-DBMS analogy. Database development takes relatively small part in today’s projects if compared with UI development. But it’s only because modern DBMS’es simplify this job tremendously. Just imagine for a moment that data are managed by some C library and you have to programm data navigation also on C instead of SQL.

Conclusion: it’s not about being rich with BPMS, it’s about being very poor without it!

12/11/08 | Notes |     Comments: closed

About this site design

Does it hurt your eyes? Sorry - this is what I call “genuine design” :) What about usability - navigation? Typography? Search?

It may seem that Wordpress has more than enough  themes ready to use. But when you come closer -

  1. standard/default themes are awfull
  2. most of them are not internationalized or internationalization is broken
  3. the vast majority use fixed width layout and fixed fonts - I hate this style
  4. only few works smoothly in IE6 which still is the most widely browser used I guess

So I had to do it myself. YUI CSS helped a lot. It gives you

  • a relaible base (all browsers are brought to unified visual style)
  • reasonable typography (fonts and spaces)
  • grid framework (top-level web page layout markup)

It’s really very helpfull. CSS is a kind of black magic which can burn your brains. With YUI you just add your specific styles to well-established basement - fast and easy.

I also considered the Blueprint CSS which is promoted by Google but YUI has better concept, supports flexible layout  and is far more mature.

11/29/08 | Notes |     Comments: 7

Copyright © 2008-2019 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments