Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Стратегическая и тактическая методологии BPM

Хотя единого общепринятого определения BPM пока не выработано, большинство специалистов согласны с тем, что BPM – это сочетание управленческой методологии и софтверного инструментария. Однако что есть методология BPM и есть ли у BPM своя собственная методология?

Для начала зададимся вопросом: какие методологии в области управления бизнес-процессами на сегодняшний день завоевали себе место под солнцем?

  • Среди консультантов и людей бизнеса более всего на слуху Lean Six Sigma – продукт синтеза методологий Lean и Six Sigma.
  • Lean – это методология бизнес-трансформации, выросшая из TPS (Toyota Production System – Производственная система Тойоты). Ее ключевые идеи – увеличение ценности для заказчика за счет сокращения всех видов потерь и повышения равномерности производственных и бизнес-процессов.
  • Six Sigma (Шесть Сигм) – методология, разработанная в компании Моторолла и нацеленная на повышение ценности для заказчика за счет уменьшения дефектов и вариаций производственных и бизнес-процессов на основе использования строгих методов математической статистики.
  • TOC (Theory of Constraints, Теория ограничений) рассматривает бизнес как систему взаимозависимых по входам-выходам процессов. Ключевая идея здесь сводится к тому, что производительность цепочки процессов равняется производительности самого медленного его звена, и методология в основном рассматривает следующие из этого выводы. Хотя эта методология уже по охвату, она привносит оригинальные и ценные с практической точки зрения идеи, поэтому неудивительно, что они завоевали широкое признание, в том числе в рамках Lean Six Sigma.
  • Еще можно вспомнить получившую широкую известность TQM (Total Quality Management). Но эта методология уже стала частью истории, хотя основные ее идеи можно найти в тех же Lean и Six Sigma, а также в стандартах качества серии ISO 9000.

Плюс к этому отдельные компании и аналитики продвигают собственные, иногда достаточно интересные методологии. Но пожалуй только TQM, Lean, Six Sigma и TOC достигли уровня мэйнстрима, т.е. вокруг них оформились сообщества, по ним написано много книг, доступны учебные курсы. А с учетом того, что эти мейнстримовые методологии в значительной степени пересекаются между собой (а Lean и Six Sigma вообще сливаются в единое целое), мы вряд ли увидим, что какая-то новая методология внезапно завоюет всеобщее признание.

Взглянув под этим углом зрения, приходишь к выводу, что собственная процессная методология BPM не нужна: во-первых, такая методология стала бы конкурировать с мэйнстримовыми без шансов на победу, а во-вторых, BPM может с успехом применяться в рамках любой из перечисленных методологий.

В рамках BPM следует говорить только о «тактической» методологии, тесно связанной с инструментарием. Например, BPMS позволяет очень эффективно выявлять бизнес-процессы, а быстрое прототипирование исполняемых процессов позволяет сократить дистанцию между бизнесом и ИТ и радикально повысить время реакции на изменение требований бизнеса (agility).

Но стратегические вопросы процессного управления – например, такие, как определение цепочки создания ценностей компании – являются, скорее, частью охватывающего контекста, чем собственно BPM. Разумеется, контекст этот очень важен: он задает целеполагание, без которого программ BPM превратится всего лишь в бесплодное упражнение ИТ-отдела.

Какие практические выводы из этого следуют для компании, задумывающейся о реализации программы BPM?

  1. Позаботьтесь о технологической и методологической составляющих вашего проекта. В части технологии вы должны определиться с BPMS, выработать соглашения по стилю моделирования бизнес-процессов, утвердить стандартный жизненный цикл бизнес-процесса. Аналогичным образом, в области методологии вы должны знать, например, по каким принципам, в рамках какой процедуры и кто конкретно выбирает процесс для очередного проекта в рамках программы BPM. Как фиксируются метрики процесса до начала проекта и как контролируется достижение целевых показателей по его окончании? Кто обеспечивает видимость процессов и возможность их повторного использования другими процессами? Кто отвечает за то, чтобы разрабатываемые процессы не оставались разрозненными островками субоптимизации, а соединялись в единую цепочку создания ценности?
  2. Обопритесь на готовую BPMS и готовую методологию. Разработка собственной методологии, как и разработка собственной BPMS, уведет вас слишком далеко от конечных целей проекта – повышения эффективности вашего бизнеса. Не забывайте, что, как показывает история, разработка собственной оригинальной методологии под силам только таким гигантам, как Тойота (Lean), Моторолла (Six Sigma) или Ксерокс (TQM). Встаньте на плечи этих гигантов – потратьте время на литературу и учебные курсы, наймите консультантов с опытом внедрения процессного управления с использованием BPM. Причем этот совет ни в коем случае не означает призыва отказаться от творческого начала и слепо копировать чужой опыт. Ведь все методологии излагают только общие принципы и оставляют более чем достаточно места для адаптации их к условиям вашего конкретного бизнеса. И все они подчеркивают важность накопления собственной, а не приобретения чужой компетенции. Так что вам понадобятся талантливые и мотивированные личности, начиная с собственников и руководителей верхнего уровня компании, и у вас будет достаточно задач, адекватных их амбициям.
28.07.09 | Статьи |    

Комментарии (1)

  1. AS 28.07.09 20:57

    Not clear what do you mean with “…BPM doesn’t need a process methodology of its own”? In my books, only BPM discipline considers process as the first class enterprise-wide artefact. So, modelling of business process should be adapted to this situation.

    Definition: BPM discipline allows you to model, automate, execute, control, measure and optimise the flow of business activities that span the enterprise’s systems, employees, customers and partners within and beyond the enterprise boundaries

    Your practical conclusions are very correct.

    Thanks,
    AS

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

BPM Methodology: Strategy and Tactics

Although a single agreed definition of BPM has not yet been developed, most experts agree that BPM is a combination of management methodology and software tools. But what is BPM methodology and does BPM have a methodology of its own?

To get started, what process methodologies constitute today’s mainstream?

  • The most popular today is Lean Six Sigma - a combination of Lean and Six Sigma approaches.
  • Lean is a business transformation methodology derived from Toyota Production System (TPS) that focuses on increasing customer value by reducing the cycle time and elimination of waste.
  • Six Sigma is a business transformation methodology originally developed at Motorola, it focuses on customer’s value by reducing process variations and elimination of defects on the basis of strict statistical techniques.
  • Theory of Constraints (TOC) is a systematic approach to process improvement that views the business as a system of interconnected processes. The key point is that the performance of the whole is constrained by the weakest step like the strength of a chain equals to the weakest link’s strength. Although this methodology’s scope is narrower it brings genuine and practically valuable ideas. As a result they become widely accepted and partially incorporated into Lean Six Sigma.
  • Total Quality Management (TQM) is also widely known yet now it’s part of the history rather than evolving methodology. Its basic ideas became part of Lean and Six Sigma as well as the ISO 9000 series of quality standards.

In addition some companies and analysts promote their own, sometimes very interesting methodologies. But perhaps only TQM, Lean, Six Sigma and TOC have reached the mainstream, meaning that there are communities around them, many books are written and training courses are available. Given that these mainstream methodologies overlap with each other to a large extent we can hardly expect that any new methodology would gain wide acceptance in a sudden.

Viewing from this perspective one comes to the conclusion that BPM doesn’t need a process methodology of its own: first, such a methodology would be competing to the mainstream without a chance to win, and secondly, BPM can be successfully applied in any of the mainstream methodologies.

Within BPM we should only talk about «tactical» methodology which is closely related to the tools. For example, BPMS promotes efficient business process discovery. Another example is rapid prototyping of executable processes within BPMS which helps bridging the gap between business and IT and improves agility.

But the strategic issues of process management - like the company’s value chain definition - are rather part of the outer context than the BPM itself. That doesn’t mean underestimating: the context is very important because it sets the business goals; without them the BPM program would be no more than IT department exercise.

What practical conclusions from this are for companies thinking about implementing the BPM program?

  1. Take care both about technology and methodology. Within technology you should choose a BPMS, agree business process modeling style, adopt a standard business process lifecycle etc. On the methodology side you need to know e.g. how a particular process for the next project within BPM program is choosen: what’s the procedure and who is in charge. How the key metrics are choosen at the project start and how the goals are measured at the end? How the visibility of processes and their reuse are promoted within the organizations? Who is responsible for business processes to join into a value chain and not becoming scattered islands of suboptimization?
  2. Leverage on ready-to-use BPMS and methodology. Developing a methodology of your own as well as developing a BPMS will bring you too far from the ultimate project goal which is improving your business efficiency. Keep in mind that developing a unique methodology could only afford such giants as Toyota (Lean), Motorola (Six Sigma) or Xerox (TQM). Stand on the giants’ shoulders - spend time on the books and trainings, hire consultants that have experience in implementing process management with BPM. This in no way means the call to blindly copy other’s experience. In fact, all methodologies establish only general principles and leaves more than enough room for the adaptation to the conditions of your particular business. And they all emphasize the importance of developing your own competence rather than buying it from someone else. So you’ll need talented and motivated individuals starting from the company’s top and you will have enough tasks adequate to their ambitions.
07/28/09 | Articles |    

Comments (1)

  1. AS 07/28/09 08:57 PM

    Not clear what do you mean with “…BPM doesn’t need a process methodology of its own”? In my books, only BPM discipline considers process as the first class enterprise-wide artefact. So, modelling of business process should be adapted to this situation.

    Definition: BPM discipline allows you to model, automate, execute, control, measure and optimise the flow of business activities that span the enterprise’s systems, employees, customers and partners within and beyond the enterprise boundaries

    Your practical conclusions are very correct.

    Thanks,
    AS

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments