Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Google Wave: прикольно и полезно прямо сейчас

Пока собрался попросить у Гугла приглашение, пока они его прислали (месяца два пришлось ждать), пока нашлось свободное время разобраться и поэкспериментировать… в результате только сейчас дозрел поделиться впечатлениями.

Начну с резюме: полезная вещь, жалею что раньше не включился.

Теперь в подробностях. Сначала ссылки на первоисточники - о чем собственно идет речь. (Поскольку продукт в бета-тестировании, все пока по-английски.)

Цитирую: “Google Wave - это онлайновое средство коммуникации и совместной работы в реальном времени”. Понятно? Мне лично ни черта. Поэтому расскажу на что это похоже, отталкиваясь от привычных вещей. Google Wave состоит… гм… из Waves. Буду называть их “гугл-волнами” или просто волнами. Сам сервис, чтобы не путаться, буду называть “GW”.

Итак, что такое гугл-волна? Представьте себе текст MS Word. Теперь представьте, что:

  • Он хранится на сервере Гугл и вы обращаетесь к нему из браузера через страничку GW.
  • Сильно урезан в части форматирования, но минимально необходимые вещи имеются: шрифты, цвета, поля, заголовки, списки, вставка картинок. Можно прикреплять файлы, как к email.
  • В нем постоянно включен режим отслеживания изменений (наглядно видно что, кто и когда менял).
  • Насыщен комментариями, вопросами-ответами, обсуждениями. Только не на полях, как в Word, а прямо в тексте блоками, выделенными рамками, и с теми же возможностями форматирования, что и в основном тексте.
  • Текст и комментарии создаются, правятся, удаляются любым участником, так что при желании можно все подчистить и получить на выходе аккуратный текст. Но все ходы записываются и есть кнопка replay, показывающее что с документом происходило.
  • Участник - это создатель волны и те пользователи GW, кого он пригласил в волну.
  • Под реальным временем подразумевается вот что: если кто-то из участников что-то делает с волной, а у вас в это время открыто окно GW, то вы видите как он набирает буковки.
  • Совместная работа в самом полном смысле этого слова: запросто я могу вводить текст в один раздел и одновременно другие участники - заполнять свои разделы, и при этом мы будем подбрасывать друг другу комментарии, замечания и вопросы. Никакой блокировки, никаких конфликтов благодаря реальному времени (правда, я не пытался их провоцировать).

Законный вопрос: настолько ли это лучше комбинации MS Word +электронная почта, чтобы осваивать еще одно средство? Полагаю, да. GW избавляет от вопросов типа “где последняя версия документа?” или “внесены ли в него мои последние правки?”. Кейт Свенсон справедливо указывает (тут и тут), что мы все подвержены “наркотической зависимости от email”, и GW - правильное лекарство от этой болезни.

Первые волны, на которых я экспериментировал:

  1. На работе обсуждали принимать или нет приглашение на очередную конференцию. Решили принять, и дело плавно перетекло в координацию подготовки: график подачи материалов, раздача поручений, мозговые штурмы и т.п. Естественно, с подключением новых людей. Без GW это все пошло бы в почту, что было бы гораздо менее удобно и эффективно.
  2. Дома с сыном обсуждали апргейд плеера для кино. Все это продолжалось несколько дней: определяли критерии, выбирали модели, сравнивали цены. Опять-таки, заметно удобнее почты.

С чем еще можно сравнить гугл-волну:

  • С дискуссией на форуме. Волна с большим числом комментариев становится на него похожа. Поддерживается иерархия комментариев (комментарии к комментариям). Разница в том, что в любой момент можно отредактировать и основной текст, и любой комментарий.
  • С фото-сайтом. Можно опубликовать фотографию в новой волне и обсуждать ее в кругу друзей.
  • С хранилищем документов (Document Management System) вообще и с wiki, в частности. Похоже коллективной работой. Непохоже наличием реального времени в GW и тем, что обсуждение ведется не на отдельной страничке, как в wiki, а прямо в тексте. И то, и другое по моему плюс. Простая до тривиальности модель доступа: участник может все, остальные ничего. Отсутствие оглавлений и жесткой классификации, только тэги. Вывод: wiki - для нетленки, волна - для пены дней.
  • С багтрекингом. Там тоже есть кейс, к которому цепляются файлы и по которому ведется обсуждение. Непохоже отсутствием в GW какой-бы то ни было структуры - чистый ad-hoc. В багтрекинге же без структуры не обойтись.

Еще плюсы:

  • Очень легко осваивается. Нетривиальная вещь только одна: чтобы добавить комментарий или отредактировать текст, надо кликнуть два раза в нужное место волны. В интерфейсе ничего не раздражает и ничего не вызывает вопросов, что означает - интерфейс образцовый!
  • Расширяемость. Народ активно пишет плагины, правда я пока с ними не разбирался. По умолчанию прикручены два: гугл-карты и голосование - типа если собираемся компанией в горы на лыжах, то можем отметить место на карте и обсудить кто едет, кто нет, в какое время и т.п.

Теперь минусы вместе с вопросами. (Возможно, какой-то минус - это на самом деле минус не GW, а мне, потому что не так понял или не смог разобраться.)

  • Нет уведомления об изменениях в ваших волнах. Правда, если страница GW открыта в одной из вкладок браузера, то в заголовке появляется “Google Wave (3)”, что означает, что в волнах, за которыми вы следили, появились три изменения. Но надо постоянно держать страницу открытой. На странице идей народ массово высказывает по этому поводу свое неудовольствие. Есть мнение, что Гугл таким образом хочет “убить” email. Но по-моему, это врядли. Думаю, они реалисты и понимают, что это дополнение, а не замена. Так что надеюсь, в финальной версии возможность уведомления появится. По почте и по RSS. Кстати, мне лично второй вариант нравится больше, ведь страница Google Reader у меня и так постоянно открыта.
  • Так же абсолютно необходим постоянный адрес (URL) волны. Пообсуждали-поредактировали, зафиксировали (запретили дальнейшие изменения) и получили HTML-страницу, на которую можно сослаться из письма или из блога. Пока я не вижу, как гугл-волну сделать частью Паутины. А концептуально это очень круто: при помощи GW можно было бы добавить ad-hoc функциональность везде, где ее не хватает. SAP со своим Gravity (BPMN-дизайнер для GW) добился той же цели, но при помощи плагина. Мне кажется, логичнее поступать наоборот: к примеру, вставить ссылку на волну в поле Link задачи MS Project, а не делать из Project плагин GW. <updated>URL волны отображается в адресной строке браузера, когда выбираешь волну. Так просто!</updated>
  • Почему-то нет возможности оформить нумерованный список. Мелочь, но странно: маркированный список в панели форматирования есть, а нумерованного нет.
  • Самая главная проблема: чтобы все это у вас реально заработало, необходимо, чтобы все те, с кем вы собираетесь общаться или совместно работать, были пользователями GW. Это барьер, и довольно высокий. Для сравнения, чтобы начать пользоваться гугловыми картами, этого не требуется, не говоря уж о поисковике. И чтобы отправить почту через gmail, тоже не требуется чтобы получатель имел почтовый ящик тоже обязательно у гугла. В гугловом фотобанке picasaweb  я могу дать доступ к моему приватному альбому, послав “секретную” ссылку на него по почте. Можно было бы в GW реализовать тот же подход - это даст возможность разово подключить к конкретной волне случайного участника без постоянного аккаунта. Впрочем, уверен, что ребята в гугле что-то придумают в плане облегчения доступа к GW. Не забываем: пока речь идет о версии сервиса для ограниченного тестирования.

Как стать пользователем GW? Для начала, у вас должен быть гугловый почтовый ящик (@gmail.com). Дальше самый простой путь - обратиться к кому-то, у кого уже есть GW. У каждого из нас есть по 25 приглашений. Можно обратиться непосредственно к гуглу, но приготовьтесь к тому, что придется ждать. Не исключено, что за это время гугл сделает сервис общедоступным. Приглашение же от существующего пользователя приходит практически сразу.

<updated>Полезные ссылки:

Happy waving!</updated>

20.01.10 | Заметки |    

Комментарии (2)

  1. bas 21.01.10 15:50

    Я не набрал критической массы для ощущения крутости Волн :)

    Кстати вот тут еще пишут о практическом применении ГВолн:
    http://www.betterprojects.net/2010/01/google-wave-and-ba-part-1.html
    http://www.betterprojects.net/2010/01/google-wave-and-ba-part-2.html

  2. Anatoly Belychook 21.01.10 16:38

    Критическая масса сама и не наберется, надо начинать что-то делать. Например, обсуждать какой-нибудь микро-проект с коллегами или друзьями. Основная проблема - пока мало у кого есть аккаунт и/или желание разбираться с чем-то новым (”мы ленивы и нелюбопытны”). Но по моему опыту, даже разговор на двоих получается более содержательным, более удобным и оперативным, чем через почту.

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Google Wave: Cool & Usefull Right Now

First picking the moment to ask an account from Google, then waiting it for two months and looking for a time slot to dig into Google Wave and experiment with it… OK, finally I’m ready to share my first impressions.

Let me start with the conclusion: a useful thing, too bad I didn’t join earlier.

Now to the details. The primary references:

A quote from the above: “Google Wave is an online tool for real-time communication and collaboration.” Got it? Damned if I did. So let me compare it with familiar things. Google Wave consists of… hm… waves.  In order to avoid confusion I’ll call them “gwaves” and the service itself “GW”.

So what is a gwave? Please imagine a MS Word text. Now imagine that:

  • It’s stored on a Google server and you access it via GW webpage from your browser.
  • Formatting features are very basic: fonts, colors, margins, headers, lists, images. You may have attachments though like you do with email.
  • All changes are recoded (who, what, when).
  • It is filled with comments, questions, answers, discussions. Not aside of the text like in Word but framed text blocks right in it. Formatting capabilities are the same as for the main text.
  • The text and comments can be deleted by any participant so you can get the accurate text output at the end if you wish. But all the moves are recorded and there is a replay button showing how the document progressed.
  • Participants are the gwave creator and other GW users he invited into the gwave.
  • The real-time means this: when one participant is doing something with the gwave you can see how letters are typed and words are added to the document, provided that your GW page is open.
  • Collaboration means that I can enter text into one section while others fill theirs and in so doing we throw each other comments, remarks and questions. No locking and hopefully no conflicts, thanks to real-time communication (didn’t try to provoke conflicts though).

Is such a combination better enough than MS Word + email to justify studying another tool? I believe yes. GW avoids the questions like “where is the latest version of the document?” or “does it contain my last edits?”. As Keith Swenson rightly points out (here and here) we are exposed to “email addiction” so this is the right cure.

The first gwaves I experimented with:

  1. At work we discussed whether to accept an invitation to a conference. We decided to go and hence the discussion went further: the event schedule, assignments, brainstorming, etc. connecting more and more people. Without GW everything would have been in the email - much less convenient and efficient.
  2. At home we discussed the movie player upgrade with the son. It lasted a few days: defining the criteria, comparing models and looking for a good price. Again, more handy than email indeed.

What else a gwave can be compared with:

  • A forum thread. A gwave with large number of comments resembles it. Comments hierarchy (comments to the comments) is supported. The difference is thatyou can edit the main text and comments any time.
  • A photo site with comments. You can publish a photo as a gwave and discuss it with friends.
  • A Document Management System in general and wiki in particular. The same teamwork but the difference is the real-time in GW. The discussion is not on a separate page like in wiki but embedded into the text. I like both features. Trivial access policy: members can do everything, the rest nothing. No contents pages or rigid classification, only tags. Conclusion: wiki is for memories and GW is for ad-hoc temporary things.
  • A bugtracking system - it’s arranged by cases, too with attached files and ongoing discussions. By contrast, GW has no structure which is hardly acceptable in bugtracking.

GW pros:

  • Very easy to learn, the user interface is problem-free. Only one essential hint: double-click into the text body to edit it or add a comment.
  • Extensibility. Plugins (gadgets) are actively developed by third parties; didn’t get into it yet. By default there are Google maps and voting (yes/no/maybe). So if you are thinking about skiing with a company of friends then you’ll be able to mark the place and discuss who goes, who doesn’t  not, when exactly etc.

Cons and questions. (Some of them may be my problems rather than GW’s because I didn’t explore it fully yet.)

  • No notification of changes in your gwaves. If the GW page is opened in a browser, the tab title indicates changes: “Google Wave (3)” means there are thress changes in the waves you follow. People comment on this intensively on GW’s ideas webpage. Some say that Google tries to kill email this way. Dont think so, they must be realists and consider it as a supplement, not replacement. So I hope to see email and RSS notifications in the final version. In fact I’d prefer the latter because I keep the Google Reader page open anyway.
  • Permanent address (URL) of the gwave is another must-have. Right now I can’t see how to integrate a gwave into the web e.g. to embed the link into email message or blog post.  By linking to a gwave we’ll be able to add ad-hoc functionality wherever we may need it. SAP has made it with the Gravity plugin (BPMN designer for GW). Yet I believe it’s more natural to go opposite way - it’s much easier to reference a gwave say by the “Link” field of MS Project task rather than implement Project as a plugin. <updated>gwave’s URL is displayed in the browser address field when a gwave is selected. That easy!</updated>
  • Numbered lists are not supported. It’s weird because there is a bulleted list in the formatting toolbar.
  • The biggest problem: all gwave  participants must be registered GW users. This is quite a barrier. By contrast, you don’t need an account to start using Google maps or search. The Google mail, too doesn’t require the adressee to have gmail account. Google’s picasaweb photobank lets you send a “secret” reference to your private album to grant access to it - it’d be great if something like this was implemented in GW finally to let a casual participant without permanent account see the gwave. I am sure Google will do something to facilitate GW adoption.

Now how to get a GW account? To start with, you should have a google mailbox (@gmail.com). The easiest way is to ask someone already having GW account - each of us have 25 invitations. Alternatively you can apply directly to Google but be prepared to wait. It may happen Google will make the service generally available before you got your invitation. By contrast, an invitation from existing GW account comes almost immediately.

<updated>Usefull links:

Happy waving!</updated>

01/20/10 | Notes |    

Comments (2)

  1. bas 01/21/10 03:50 PM

    Я не набрал критической массы для ощущения крутости Волн :)

    Кстати вот тут еще пишут о практическом применении ГВолн:
    http://www.betterprojects.net/2010/01/google-wave-and-ba-part-1.html
    http://www.betterprojects.net/2010/01/google-wave-and-ba-part-2.html

  2. Anatoly Belychook 01/21/10 04:38 PM

    Критическая масса сама и не наберется, надо начинать что-то делать. Например, обсуждать какой-нибудь микро-проект с коллегами или друзьями. Основная проблема - пока мало у кого есть аккаунт и/или желание разбираться с чем-то новым (”мы ленивы и нелюбопытны”). Но по моему опыту, даже разговор на двоих получается более содержательным, более удобным и оперативным, чем через почту.

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments