Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Процессный паттерн: Конкурс

Данный паттерн не столь универсален, как, например, «Внутренний заказ», но все же встречается достаточно часто: если не на каждой практике по BPMN, то через одну -  точно.

Примеры:

  • Закупка по конкурсу
  • Прием на работу по конкурсу

Упрощенная схема иллюстрирует идею паттерна:

Полная схема:

Пояснения к схеме:

  1. Процесс «Конкурс» размещает объявление о конкурсе, записывает информацию о конкурсе в базе данных конкурсов, с которой в дальнейшем будет сверяться процесс «Конкурсная заявка», и впадает в спячку до окончания срока подачи заявлений на конкурс. После этого конкурс в базе данных помечается как закрытый.
  2. Каждая заявка, пришедшая на конкурс, инициирует запуск экземпляра процесса «Конкурсная заявка». В общем случае мы можем проводить несколько конкурсов одновременно, поэтому данный процесс начинается с определения того, на какой собственно конкурс представлена заявка. В случае закупки по конкурсу это просто, но в случае приема на работу, где роль конкурсной заявки играет резюме, это задача нетривиальная, потому что люди зачастую рассылают резюме «веером», особенно не заботясь, есть ли в компании для них подходящая вакансия (которая в данном случае играет роль конкурса), или нет.
  3. Если конкурс, к которому относится заявка, успешно идентифицирован, и заявка прошла первичную квалификацию (в случае приема на работу – человек прошел сквозь сито собеседований), то заявка записывается а базу данных кандидатов, и процесс заявки переходит к ожиданию одного из двух сообщений: либо данная заявка победила в конкурсе, либо конкурс завершился и данная заявка в нем не победила.
  4. Сообщение о том, что заявка победила, процесс «Конкурс» отправляет по результатам определения лучшей из представленных заявок. В процессе «Конкурсная заявка» возможны два варианта: если все идет штатно, мы заключаем соглашение с победителем, в процесс «Конкурс» шлется соответствующее сообщение, и он, в свою очередь, информирует остальных участников конкурса о том, что их заявка не стала победителем. На этом процесс «Конкурс» успешно завершается.
  5. Если же соглашение по какой-то причине заключить не удается, то процесс «Конкурс» вновь определяет победителя из оставшихся заявок. Если заявок больше не осталось (или не было изначально), то конкурс заканчивается неудачей.
  6. Предполагается, что интервал времени между датами окончания приема заявок и подведения итогов достаточен, чтобы оценить заявку, которая поступила «за пять минут» до окончания срока. Если мы успели оценить все поступившие заявки до даты подведения итогов, то можно приступать к определению победителя, не дожидаясь этой даты. В случае приема на работу это имеет смысл, а в случае закупки по конкурсу, пожалуй, нет, так как в этом сценарии дата окончания конкурса объявлена, известна всем потенциальным участникам, и они, как правило, тянут до последнего. При желании и такую логику можно смоделировать, но схему процесса она усложнит значительно.

Пара замечаний общего характера:

  • Обычно повторяющиеся действия в BPMN моделируются либо с помощью цикла (простого или по объектам), либо с помощью развилки «или-или». Здесь же повторяющие действия (обработка заявок на конкурс) моделируются отдельным пулом – каждой заявке соответствует свой экземпляр бизнес-процесса.
  • В паттерне «Планирование ресурса» мы имеем дело с несколькими заказами, для которых есть один исполнитель. Здесь ситуация обратная: несколько потенциальных исполнителей на одну роль.
01.12.11 | Статьи | ,    

Комментарии (2)

  1. Сергей Ладнич 01.12.11 17:58

    Анатолий, как Вы советовали бы Выходить из ситуации когда кандидат может в любое время отозвать свою заявку или тендер тоже в любое время может быть отменен. Что делать с оставшимися экземплярами процессов? Как корректно показать на диаграмме событие “отмены” которое может появиться в любое время?

  2. Anatoly Belychook 01.12.11 18:03

    Стандартным образом: погружаем последовательность задач в подпроцесс и прикрепляем к нему пограничное событие - получение сообщения “Отмена”.

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Process Pattern: Tender

This pattern is less common than e.g. «Internal Order» yet it’s used quite often - probably once per each two BPMN classes.

Examples:

  • Purchase by Tender
  • Competitive Hiring

Simplified diagram depicts the essence of the pattern:

Full diagram:

Comments to the diagram:

  1. The “Tender” process announces the tender, records the information in the tenders database for the future references by the bid process and falls asleep until the bid submission deadline. After that the tender record at the database is marked as closed.
  2. Each sumbitted bid creates an instance of “Bid” process. Generally speaking we may run several tenders at once so the bid process starts by indentifying the specific tender the bid appllies to. It’s easy in the case of purchase by tender but when it comes to competitive hiring (where an income resume plays the role of the bid and the vacancy is tender’s equivalent) it’s a non-trivial task because people use to send resumes blindly not caring whether there is a suitable vacancy or not.
  3. If the tender is successfully identified and the bid passes the qualification (in the case of hiring - the person passes interviews) then the bid is written into the database. The bid process then expects of one of two messages: either the bid is a winner or the tender has ended and the bid didn’t win.
  4. The tender process sends the message to the winner after the best from the submitted bids has been choosen. There are two possible outcomes in the bid process: if everything goes smoothly we conclude an agreement with the winner. In this case a message is sent back to the tender process and the tender process informs other participants that their bids has not won. After that the tender process successfully ends.
  5. If for whatever reason the agreement was not concluded then the tender process determines the next winner picking it from remaining bids. If there is no bids any more (or there were no bids from the beginning) then the tender process ends unsuccessfully.
  6. It is assumed that the time interval between the bid submission and tender decision deadlines is sufficient to evaluate the request that may come “five minutes” before the submission deadline. If it happened that we evaluated all bids prior to the decision deadline then it’s possible to determine the winner earlier (not waiting for that date). In the case of hiring it makes sense while in the case of purchase probably not because in this scenario the end date is declared, well-known to participants and they usually submit the bids at the last moment. This logic can be modelled too but it would complicate the scheme considerably.

A couple of general notes:

  • Repetitive actions are usually modeled in BPMN by a cycle (standard or multi-instance) or with the help of exclusive gateway. Here we model repetitive activities (processing bids) by a separate pool - each bid corresponds to an instance of the business process.
  • The case for «Resource Planning» pattern is one performer / multiple orders. Here the situation is reversed: multiple potential performers for one task.
12/01/11 | Articles | ,    

Comments (2)

  1. Сергей Ладнич 12/01/11 05:58 PM

    Анатолий, как Вы советовали бы Выходить из ситуации когда кандидат может в любое время отозвать свою заявку или тендер тоже в любое время может быть отменен. Что делать с оставшимися экземплярами процессов? Как корректно показать на диаграмме событие “отмены” которое может появиться в любое время?

  2. Anatoly Belychook 12/01/11 06:03 PM

    Стандартным образом: погружаем последовательность задач в подпроцесс и прикрепляем к нему пограничное событие - получение сообщения “Отмена”.

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments