Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Записи с ключевым словом ‘FAQ’

Что является процессом в BPMN (и что не является)

Термин “процесс” многозначен и в зависимости от контекста может означать очень разные вещи. Это создает сложность для тех, кто начинает изучать BPMN. В помощь им эта краткая заметка.

1. Процесс BPMN повторяем

Не является процессом в понимании BPMN, например “Ликвидация компании”, так как он исполняется лишь один раз. (Конечно если вы не специализируетесь на предоставлении услуг в этой области.)

2. Процесс BPMN предсказуем

Процесс может разветвляться по разным траекториям в зависимости от данных или событий, может распараллеливаться и т.п., но при этом предполагается, что все развилки нам известны, причем известны наперед - не на стадии исполнения процесса, а на стадии его проектирования.

Это сильное предположение, и не все из того, что мы называем процессами в быту, ему удовлетворяет. Например, предсказать все развилки в процессе лечения пациента, начиная с его поступления в приемный покой больницы, вряд ли возможно в принципе. Это же относится к ведению дела в суде: противная сторона может представить документ, который повернет ход процесса по сценарию, отличному от запланированного нами.

Такие последовательности действий, развивающиеся по непредсказуемым наперед сценариям, в зависимости от контекста следует трактовать как проекты или кейсы.

3. Процесс BPMN нетривиален

Если вы не можете декомпозировать процесс на несколько задач, то это, с точки зрения BPMN, не процесс. Процесс состоит из множества связанных задач и/или подпроцессов, т.е. не атомарен.

Этим же свойством - неатомарностью - обладает и подпроцесс. Разница между процессом и подпроцессом та, что процесс связан с событиями во внешней среде (он на них реагирует на старте и он их инициирует завершением), подпроцесс запускается не внешним событием, а просто потоком управления в вышестоящем подпроцессе или процессе.

4. Процесс BPMN конкретен

У процесса BPMN есть четко определенное стартовое событие, заранее определенная цепочка действий и определенные варианты завершения.

Не является процессом в понимании BPMN, например, “Бюджетный процесс”. С точки зрения BPMN, это несколько процессов (утверждение бюджета, отчетность по исполнению бюджета) плюс несколько задач, являющихся частью “чужих” процессов,  например, задача “Проверить наличия бюджета” в процессе “Закупка”.

Аналогично, “Продвижение продукции” с точки зрения BPMN - это не процесс, а семейство родственных процессов. Также не процессом, а семейством процесса являются вещи с названием “Управление чем-то”.

5. Процесс BPMN дискретен

Если в вашем процессе, предположим, на очередном этапе согласования возможен возврат к самому началу, то рассмотрите в альтернативный вариант - завершить этот экземпляр процесса и начать новый, когда и если возникнет такое желание.

Например, если процесс поиска сотрудника не дал результата, то лучше завершить процесс с соответствующим статусом, помня при этом, что при желании процесс можно будет запустить по-новой (вероятно, с другими входными данными, например, с более щедрым предложением зарплаты).

Это будет лучше с точки зрения контроля и анализа: мы честно признаем, что процесс не всегда заканчивается успехом. Также более достоверными получаются данные по продолжительности процесса.

6. Входы и выходы процесса BPMN - это, в первую очередь, события

Распространенным является взгляд на процесс как на нечто перерабатывающее входы в выходы. В такой трактовке входы и выходы - это ресурсы.

Но что касается процесса BPMN, то он реагирует на входы и порождает выходы, т.е. входы и выходы здесь - события. Входные и выходные ресурсы в BPMN моделировать тоже можно, но эта возможность опциональна, а входные и завершающие события обязательны.

Старт процесса - это всегда обработчик события, происходящего вовне, завершение - это инициатор события во внешней среде. В частном, но распространенном случае, событие может быть т.н. “пустым” (None Event), т.е. “волюнтаристским” на старте процесса или “никаким” на его завершении.

7. Процесс BPMN - это история объекта, а не субъекта

Не пытайтесь моделировать в BPMN процессы типа “Рабочий день сотрудника”.

Правильный подход - процессы типа “Прохождение клиентской заявки”.

8. Процесс BPMN не завершается, пока не выполнена вся работа

Процесс в BPMN стартует тогда, когда нам пришло в голову выполнить некую последовательность действий или когда нас на это сподвигло внешнее событие (например, клиентский заказ), и не завершается до самого конца, т.е. пока еще есть что делать (например, до завершающего звонка клиенту после отгрузки в рамках контроля качества сервиса).

“Здесь у нас процесс продажи заканчивается и начинается процесс бухгалтерии” - плохая идея, в данном случае налицо один кроссфункциональный процесс, а не два отдельных.

9. Процесс BPMN клиенто-ориентирован

Рассматривайте процесс как сквозной, ориентируйтесь не на границы между подразделениями, а на взгляд заказчика (в идеале - внешнего клиента): начните с исходного обращения заказчика и доведите процесс до выдачи заказчику ценного для него результата.

Чтобы отрешиться от привычного взгляда “изнутри наружу”, воспользуйтесь следующим приемом: попробуйте смоделировать, например, вместо процесса продажи - процесс покупки вашим заказчиком, вместо процесса рассмотрения рекламации - процесс подачи рекламации и получения на нее ответа и т.п. Выясните, что такое оптимальный процесс с точки зрения заказчика.

Внутренние ограничения на каком-то этапе проектирования процесса тоже придется учитывать, но отталкиваться лучше от взгляда на процесс со стороны заказчика.

10. Процесс BPMN - это не микро, а макро-менеджмент

Использовать BPMN для детальной регламентации деятельности на одном рабочем месте возможно, но любим мы его не за это. Если сотрудники не обучены, то это конечно проблема, но это не процессная, а функциональная проблема. И для нее существует масса решений помимо BPMN.

Процессные проблемы - это когда сотрудники функционально грамотны, т.е. нормально справляются со своими обязанностями, но процесс в целом сложен, так как требует четкого согласования усилий сотрудников из подразделений, разнесенных по иерархии и географически. При этом ответственность за передачу “эстафетной палочки” и за конечный результат размазана, что приводит к неудовлетворительной итоговой эффективности.

В решении подобных проблем BPMN незаменим, так как позволяет сделать схему взаимодействия участников процесса явной и одинаково трактуемой всеми заинтересованными сторонами - руководством, бизнес-подразделениями и “процессными технологами” (в том числе ИТ-специалистами), задача которых - воплотить эту схему в жизнь.

Роботы с людьми не разговаривают

Часто приходится видеть диаграммы BPMN, в которых используются задачи на отправку (send task), чтобы показать, что мы отправили документы во внешнюю организацию, а задачи на получение (receive task) – чтобы смоделировать получение ответа. Или, что практически то же самое, используются события send message, receive message. » читать дальше

Базовое допущение BPMN 1: вся информация сохраняется

Вы сильно упростите себе работу над BPMN диаграммами и одновременно сделаете их более простыми и понятными, если примете следующие допущения:

  1. Вся информация сохраняется
  2. У организации есть механизм назначения и передачи поручений
  3. К каждой задаче прилагается инструкция
  4. У задач есть нормативные сроки, а у организации - механизм их контроля

1. Вся информация сохраняется

Не спрашивайте, где и как сохраняются данные (атрибуты) процесса. Просто примите как данность, что данные процесса есть где хранить и что вы умеете это делать. » читать дальше

Процесс встречается с данными

Тексты на тему BPMS в первую очередь акцентируют внимание на бизнес-процессах: схемы, нотации, оркестровка и хореография… Во вторую очередь внимание обычно уделяется разработке экранных форм к шагам процесса и функциональности пользовательского портала. Еще дальше на периферии – бизнес-правила и интеграция. И совсем не в фокусе обычно оказывается моделирование данных на этапе разработки и манипулирование данными в ходе исполнения процесса.

Между тем схема процесса и схема данных – это два ключевых аспекта архитектуры любого процессного приложения, а моделирование процессов и моделирование данных являются для процессного инженера ключевыми компетенциями. Причем не только ключевыми, но и равноправными. » читать дальше

Самый сложный вопрос поставщику BPM

Недавний опрос на ebizQ «What is the most important question to ask when starting a BPM project?» собрал рекордное число откликов. При этом Питер не уточнил роль – какая сторона задает вопрос? Поскольку большинство активных участников (писателей) форума – BPM-вендоры или консультанты, то вопрос они формулировали так, как бы они его задали потенциальному клиенту. Большинство сошлось на том, что самые главные вопросы – о контексте, целях и метриках успеха проекта BPM, (с чем я полностью согласен).

Но давайте оборотимся на себя: какой самый сложный вопрос потенциальный клиент может задать BPM-вендору?

Для меня самый сложный вопрос – «Что я с этого буду иметь?»

» читать дальше

Еще не процесс / уже не процесс

Еще не процесс

Продолжая тему предыдущего поста, является ли бизнес-процессом “Добыча нефти” или “Продвижение нового продукта”?

Опять-таки, ответ зависит от контекста. В контексте BPMN - однозначно нет. С точки зрения BPMN бизнес-процесс это конкретная последовательность действий, инициируемая определенным событием и завершающаяся тем или иным, но тоже конкретным результатом.

» читать дальше

Мой личный взгляд на бизнес-процессы

С одной стороны, что такое бизнес-процесс вроде бы знает каждый. Но с другой, затруднительно найти даже двух человек, которые понимали бы этот термин одинаково. Как быть? Заглянуть в книжку? Но в литературе можно найти десятки различных определений бизнес-процессов.

По-видимому надо принять как данность, что единого определения бизнес-процесса нет и не будет. И не имеет смысла навязывать единственно верное определение. Я этого делать и не буду, а всего лишь попытаюсь объяснить, что лично я понимаю под термином “бизнес-процесс”.

» читать дальше

Моделируем подпроцессы в BPMN

Если вы взялись за достаточно сложный бизнес-процесс, то скорее рано, чем поздно вы столкнетесь с тем, что схема процесса разрослась и стала нечитаемой. Это значит, что пришла пора выполнить иерархическую декомпозицию - проще говоря, разбить процесс на подпроцессы. На BPMN распространяется старое правило: на одном уровне декомпозиции желательно иметь от 5 до 9 активностей.

Рассмотрим в качестве примера процесс заключения договора, состоящий из трех фаз:

  1. согласование содержательных условий договора
  2. согласование текста договора
  3. подписание договора

Зачастую приходится встречать наивные процессные диаграммы типа следующей:

» читать дальше

Моделирование в BPMN решений, принимаемых людьми

К сожалению, вопрос “как в BPMN моделировать решения, принимаемые людьми” не относится к числу часто задаваемых.

“К сожалению” потому, что ответ, который новичку кажется очевидным, на самом деле неправилен. Это вот не развилка, это распараллеливание процесса:

На выходе из задачи “Рассмотреть заявку” процесс продолжится параллельно по исходящим ветвям вне зависимости от того, что на них написано.

Правильная BPMN-диаграмма выглядит так:

При этом подразумевается, что у процесса есть атрибут “Одобрено” типа boolean. Пользователь на шаге “Рассмотреть заявку” задает значение этого атрибута, а в развилке оно проверяется, и процесс продолжается по одной из ветвей.

Как видим, авторы BPMN не стали вводить специальную конструкцию для решений, принимаемых человеком, а реализовали их при помощи достаточно искусственной конструкции: специальный атрибут, который надо задать и сразу после этого проверить в развилке.

Пользовательский интерфейс для шага, на котором принимается решение, выглядит примерно так:

По кнопке “Выполнено” форма закрывается, и задача считается выполненной.

Я согласен с мнением Кейта Свенсона, что отказ от явной поддержки в BPMN решений, принимаемых человеком, был неудачным ходом.

Во-первых, глядя на BPMN-диаграмму, мы не можем сходу определить где в процессе автоматическая развилка, а где - решение человека. А это достаточно важный аспект процесса.

Будь моя воля, я бы ввел в BPMN явную поддержку решений, принимаемых людьми. Так как первая диаграмма вверху на самом деле интуитивно больше походит на принятие решения, чем правильная BPMN-диаграмма, я бы оттолкнулся от нее:

Здесь к существующим типам потока управления Control Flow, Conditional Flow и Uncontrolled Flow добавлен еще один: Human Controlled Flow, помеченный двойной поперечной черточкой.

Вторая проблема, которую порождает отказ от явной поддержки решений, принимаемых людьми, заключается в том, что экранная форма типа приведенной вверху провоцирует пользователя на ошибку: слишком велик соблазн не глядя нажать на кнопку “Выполнено” и избавиться от задачи.

Если от человека требуют принять решение, то форма должна выглядеть так:

Кнопки можно было бы создавать автоматически исходя из приведенной выше диаграммы.

Впрочем, такой подход можно ведь практиковать и для стандартных BPMN-диаграмм:

Нужно убрать кнопку “Выполнено”, а вместо нее добавить кнопки “Одобрить” и “Отказать”, привязав к каждой по два действия: присвоить значение атрибуту и завершить задачу.

Пользуясь случаем, обращаюсь к BPMS-вендорам: пожалуйста, дайте возможность создавать не одну, а несколько кнопок, завершающих задачу, и привязывать к ним действия над атрибутами. Если вы еще этого не сделали.

Шаблоны и паттерны BPM

Вчера в разговоре с клиентом не смог четко объяснить, в чем разница между шаблоном и паттерном.

Фактически речь идет о двух способах решения задач:

  • Шаблон - это стандартное решение для определенного типа задач. Например, если я собираюсь с кем-то заключить партнерский договор, то я беру соответствующий шаблон, и он становится нулевой версией документа.
  • Паттерн - это, в принципе, тоже типовое решение, но разница в том, что применяется оно творчески, исходя из “рисунка задачи”. (Я об этом писал в статье в “Открытых системах”.) В отличие от шаблонов, паттерны бывают со знаком плюс (”как надо делать”) и со знаком минус (”как делать лучше не надо”).

Какое-то мутноватое получается объяснение, не так ли? Добавляет путаницы то, что английские “template” и “pattern” зачастую оба переводят как “шаблон”, и смысл при этом частично теряется.

Думая о том, как это можно объяснить “на пальцах”, нашел аналогию в шахматах:

  • Дебюты из шахматных учебников - это шаблоны: учи и разыгрывай, в учебнике все расписано от стартовой позиции и на 20 ходов вперед.
  • Типовые комбинации миттельшпиля - это паттерны. Например, “вилка” - это паттерн: увидел в позиции возможность ее сделать - делай, или угрожай, что сделаешь. Сдвоенные по вертикали ладьи - это паттерн, а сдвоенные пешки - это антипаттерн: если есть возможность, старайся избегать таких позиций. Но в учебнике нет и не может быть инструкции как, начав партию, сделать противнику вилку.

Применительно к бизнес-процессам, шаблоном иногда называют схему бизнес-процесса. По такому шаблону создаются экземпляры процессов - примерно так же, как в примере с нулевой версией документа.

Второе вариант употребления термина шаблон - стандартная, типовая схема процесса. Поставщик решения или консультант разрабатывает шаблон определенного процесса на основе опыта выполненных проектов и предлагает его новым клиентам. Подразумевается, что те смогут его использовать с небольшой доработкой, сэкономив таким образом усилия по сравнению с разработкой “с нуля”.

Например, у компании Бизнес-Консоль есть успешный опыт построения системы управления бизнес-процессом продаж через территориально-распределенные офисы, и сейчас мы предлагаем его в качестве шаблона, т.е. отправной точки для создания BPM-системы, компаниям, занимающимся производством и монтажом пластиковых окон, металлических дверей, мебели на заказ и т.п.

Паттерны в BPM - это типовые фрагменты процессов или межпроцессного взаимодействия (некоторые примеры).

Уместно спросить: от чего больше пользы? Мое мнение - от паттернов:

  • Шаблоны специфичны (один процесс - один шаблон), паттерны универсальны. Хороший паттерн можно использовать в самых разных бизнес-процессах независимо от отраслевой специфики.
  • Польза от шаблона на практике оказывается меньше ожидаемой. Как правило, позаимствовать удается только магистральный путь (happy path), а дьявол оказывается в деталях - в обходных путях, в обработке нештатных ситуаций.
  • Эффект от использования правильного паттерна может быть очень большим. Например, в нашей практике был случай, когда процесс, изображенный на 6 склеенных друг с другом листах формата А4, за счет использования правильного паттерна удалось свести к изящной конструкции из 15 процессных шагов.
  • Что касается антипаттерна, его польза в том, что в нужный момент он предостережет вас от ошибки. Цена ошибки теоретически может быть любой, и иногда реально большой.

Мое скептическое отношение к шаблонам связано еще и с тем, что с BPM мы все-таки нацеливаемся не на однократную автоматизацию, а на непрерывное совершенствование бизнес-процесса. Шаблон, по определению, можно применить только один раз - при первоначальном моделировании. Возможность применения паттернов остается открытой всегда. Вполне возможна ситуация, когда, открыв для себя новый паттерн, вы под новым углом посмотрите на процессы, с которыми уже работали, и захотите некоторые из них улучшить или упростить.

Copyright © 2008-2017 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Posts Tagged ‘FAQ’

What Is a BPMN Process (And What Is Not)

The term “process” has different meanings depending on the context, confusing BPMN beginners. This brief note should help.

1. BPMN process is repeatable

E.g. “Company closure” is not a process because it may be executed only once. (Of course if you do not provide liquidation services for others. )

2 . BPMN process is predictable

A process may take different paths depending on data or events, it may run in parallel etc., but it is assumed that we know all the gateways in advance - not at the execution but at design time.

This is a strong assumption that doesn’t match everything we call processes in everyday life. For example it’s hardly possible to predict the route of patient’s treatment at the hospital from his admission to the emergency room. The same applies to a case in court: the opposing party may submit a document that will turn the course of the process by 180 degrees from what we’ve planned in advance.

Such unpredictable scenarios should be treated as projects or cases depending on the context.

3 . BPMN process is non-trivial

If a it can’t be decomposed into tasks then it’s not a process. A process is a set of related tasks and/or sub-processes i.e. it’s not atomic.

A subprocess is non-atomic too. The difference between a process and a subprocess is that a process is associated with external events (it responds to an event at start and initiates an event at completion) whle a subprocess is triggered not by an external event but simply by a control flow in the parent process or subprocess.

4 . BPMN process is concrete

A BPMN process has a well-defined start event, a predetermined flow of actions and defined set of completion states.

“Budget process”, by contrast, isn’t a BPMN process. From BPMN perspective it’s a set of related processes (e.g. “Budget approval”, “Budget execution reporting”) plus tasks belonging to processes from other domains like “Check budget availability” in the “Purchasing” process.

Similarly, “Promotion process” isn’t a process but a family of related processes in terms of BPMN. “Manage something” probably stands for a process family, too.

5 . BPMN process is discrete

If there is a flow in your process that returns it to the very beginning e.g. after an approval task then consider an altenative option - to end the process with a negative status having in mind that another instance may be started any time.

E.g. if a hiring process didn’t succeed then it’s better to end it with appropriate status than to loop. It can be started over again, probably with different input (with a more generous salary offered).

It’s better in terms of monitoring and analysis: we honestly admit that the process is not always successful. The process duration data becomes more trustable, too.

6. BPMN process inputs and outputs are primarily events

The common view of a process is something processing inputs into outputs - here inputs and outputs are resources.

BPMN processes are different: they respond to inputs and generates outputs, i.e. inputs and outputs are  events. I’ts also possible to model input and output resources in BPMN but these are optional while start and end events are obligatory.

Process start is a handler of some external event, process end initiates an event in the external environment. A particular but quite common case is “none start” (free will) event and “none end” event that produces no effect to the environment.

7. BPMN process is the story of an object, not of a subject

Do not attempt to use BPMN for things like “employee’s working day”.

The right approach is to model processes like “Client’s order end-to-end”.

8. BPMN process is not completed until all the work is done

BPMN process starts when someone is willing to initiate a certain sequence of activities or when an external event (e.g. a client’s order arrived) triggers it and it doesn’t end until the very end, i.e. while there are things to do (e.g. a customers service called a buyer after shipment) .

“Here the sales process ends and accounting process begins” is a bad idea - it’s a single cross-functional process, not two separate ones.

9. BPMN process is customer-oriented

Treat a process as end-to-end, ruled not by business units boundaries but by the customer’s view (external customer’s, ideally): start from the customer’s request and continue until valueable result is delivered.

Switching from traditional “inside-out” view isn’t easy so use the following method: instead of modeling the saless process consider the process of buying by your customer; the process of submitting a complaint and obtaining response instead of internal complaint processing and so on. Find out what is the optimal process from the customer’s perspective.

Internal consideration’s should be taken into account at some stage of process design too but it’s better to start from the customer’s view of the process.

10. BPMN process is macro-, not micromanagement

It’s possible to use BPMN for detailed regulation of a single workplace activities but it’s not why we love it. If employees are not trained then it’s a problem indeed but it’s a functional rather than process problem. And there are many solutions for it apart from BPMN.

The process problem is this: employees are functionally competent (i.e. are able to do their jobs) but the whole process is complicated as it requires precise coordination of efforts of business units separated by the hierarchy and geographically. The responsibility for the handoffs and for the end result is unclear, resulting in poor overall performance.

BPMN is the tool of choise for this kind of problems because it makes the interaction between participants explicit and equally clear for all stakeholders - top management, business units and “process engineers” (including IT) responsible for the process implementation.

04/04/14 | Articles | ,     Comments: 15

Robots Don’t Talk To Humans

It’s common to see BPMN diagrams using send tasks to illustrate that we send documents to external entity and receive tasks to model obtaining an answer. Or (which is practically the same) using send message and receive message events for these purposes. » read the rest

01/07/13 | Articles | ,     Comments: 84

Basic BPMN Assumption 1: All Information Is Stored

You’d simplify BPMN work and at the same time make resulting diagrams simpler and clearer by accepting the following assumptions:

  1. All information is stored
  2. Organization has a mechanism of tasks assignation and transfer
  3. Every task is accompanied by appropriate instruction
  4. Every task has standard duration and there is a way to control it

1. All information is stored

Don’t ask how and where process data (attributes) are stored. Just take for granted that there is some dedicated storage and you are able to handle it. » read the rest

01/03/13 | Articles | ,     Comments: 2

Process Meets Data

Texts about BPMS tend to focus at first hand on business process notations and diagrams. User interfaces to process tasks and web portal functionality are usually next topics, followed by business rules and integration. Such topics as data modeling at the design phase and data manipulation during the process execution are often out of sight.

Yet process model and data model are the key aspects of any process application architecture. Therefore, process modeling and data modeling are equally important core competencies of a process engineer. » read the rest

07/11/12 | Articles | ,     Comments: 13

The Toughest Question To a BPM Vendor

A recent ebizQ question «What is the most important question to ask when starting a BPM project?» collected a record number of responses. Peter did not specify the role - which side asks the question? Since the majority of active participants (writers) are BPM vendors or consultants, they proposed the question as if they were asking a potential clients. The majority agreed that the most important questions are about the context, objectives and metrics of success of the BPM project and I totally agree with this.

But let us turned back to ourselves: what is the toughest question a potential customer can ask a BPM vendor?

For me, the most difficult question is “Where is the money?”

» read the rest

05/30/12 | Articles | ,     Comments: 2

Not a Process Yet / Not a Process Any Longer

Not a Process Yet

Following up the previous post - may we call a business processes things like “Oil Mining” or “New Product Promotion?”

Once again, the answer depends on the context. In BPMN they aren’t business processes, definitely. From BPMN perspective business process is a specific sequence of actions initiated by a specific event and ended by some specific result.

» read the rest

05/15/12 | Articles | ,     Comments: 9

My Personal View of а Business Process

Everyone knows what a business process is. Yet it’s difficult to find two people agreeing on the term. Should they look in a book for the definition? But there are are dozens of different definitions.

We must face the fact that there is no universally-accepted definition of a business process and probably newer will be. Hence it’s no use to develop the true definition and I won’t do that. I’ll try instead to explain what do I mean by the term “business process”.

» read the rest

05/14/12 | Articles | ,     Comments: 5

Modeling Subprocesses in BPMN

If you’re working with on a complex enough business process then at some point the process diagram will become bloated and unreadable. This means it’s time to make hierarchical decomposition - in simple words, split the process to subprocesses. The old rule of having 5 to 9 activities per level is fully applicable to BPMN.

Let’s consider the contract process with three phases:

  1. Agree essential terms of the contract
  2. Agree the contract text
  3. Authorize the contract

Naive process diagrams like the following aren’t rare:

» read the rest

05/27/11 | Articles | , , ,     Comments: 22

Modeling Human Routing in BPMN

Unfortunately, the question “how to model human decisions in BPMN” isn’t frequently asked.

“Unfortunately” because the intuitive answer is wrong. This is not a fork but a parallel execution:

After exiting the “Approve Claim” task the process will continue in parallel on the outgoing flows whatever is written on them.

Valid BPMN diagram looks like this:

It’s implied that the process has a boolean attribute “Approved”. User sets this attribute at the “Approve Claim” task, the gateway checks its value and the process continues in one of the flows.

As you can see, BPMN authors didn’t provide a special construct for human decisions but implemented them rather artificially: a special attribute that must be set by a human and checked in the gateway immediately after.

The user interface for the task where the decision is made may look like this:

When “Done” button form is pressed the task is completed.

I agree with Keith Swenson that BPMN misses explicit support of human routings.

Firstly, human-based and automatic routings look alike at a diagram. Yet this is an important aspect of the process.

If it was my decision I’d introduce explicit support of human routing into BPMN. Since first diagram above is actually more intuitive than valid BPMN, I’d leverage on it:

The existing flow types - Control Flow, Conditional Flow and Uncontrolled Flow - are extended by Human Controlled Flow here, marked with a double dash.

Another issue are screen forms like the one above which provoke user mistakes: it’s tempting to press “Done” and get rid of the task without paying attention to the attributes.

If a decision is requested from a human then the form should look like this:

The buttons could be generated automatically from the process diagram above.

Yet it’s possible to utilize this technique for standard BPMN, too:

“Done” button is replaced by “Approve” and “Deny” here, each of them being bound to two actions: set the attribute value and complete the task.

Now I’m going to use this occasion to appeal to BPMS vendors: please give the opportunity to create more than one button completing the task and bind them to attributes. If you didn’t do it yet, of course.

12/27/10 | Articles | , , ,     Comments: 12

BPM Templates And Patterns

While talking with a client yesterday I failed to articulate clearly the difference between templates and patterns.

In fact, they represent two methods of problem solving:

  • A template is a standard solution for a certain type of tasks. E.g. when I’m going to conclude a partnership agreement I pick up the appropriate template and it becomes a zero version of the document.
  • A pattern prinicipally is a standard solution too, but it is used creatively on the basis of a “problem shape” rather than problem’s formal type. Unlike templates, patterns may come with a positive (”how to do”) or negative sign (”how better not to do”).

Vague enough, right? Trying to make it simple, I found an analogy in chess:

  • Debuts are templates: learn them and use them, chessbooks plot the game 20 moves ahead from the initial position.
  • Typical combinations of the middle game are patterns. E.g. fork is a pattern: if you can see an opportuntiy then use it or threaten to do so. Two rooks on the same vertical is a pattern too while two pawns is an antipattern: try to avoid such a position if possible. But no chessbook contains instructions how to make a fork starting from the initial position.

With regard to business processes, sometimes a business process model is called a process template. Process instances are created from templates about the same way as zero version of the document in the example above.

The second meaning of the term “template” is a typical, standard process model. A vendor or consultant develops a process model on the basis of previous experience and then offers it to prospective customers. Supposedly the customer will be able to use it with small customization, saving efforts in comparison with a development from scratch.

For example, my company Business Console successfully implemented a BPM solution targeting a sales process executed through geographically distributed offices and now we offer it as a template, i.e. a starting point of a BPM project to companies that manufacture and install plastic windows, metal doors, custom-made furniture etc.

Pattern in BPM is a typical process fragment of typical way of communication between processes (some examples).

One may ask: which one is more usefull? My opinion it’s a pattern:

  • Templates are specific (one process - one template), patterns are universal. A good pattern can be used in a variety of business processes regardless of the industry.
  • A practical benefit of using a template may be less than expected. It usually covers the happy path only and the devil is in details - various workarounds, escalations and exceptions.
  • The effect of using the right pattern can be large. For example, there was a case in our practice when the process plotted at 6 A4 sheets glued side-by-side was reduced to the elegant design with just 15 activities by using the right pattern.
  • The value of the antipattern is its ability to preserve you from mistakes. The price of a mistake is unlimited in theory and sometimes it’s really big in practice.

Another reason of my skepticism towards templates is the fact that in case of BPM we are targeting continuous improvement, not one-time automation. Templates, by definition, can be applied only once: during initial modeling. The ability to use patterns will remain open forever. It’s quite possible that after discovering a new pattern you will look at the processes you designed from a different perspective and will find a way to improve and/or simplify them.

05/19/10 | Notes | , ,     Comments: 8

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments