Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

У задач есть нормативные сроки, а у организации - механизм их контроля

Базовые допущения BPMN:

  1. Вся информация сохраняется
  2. У организации есть механизм назначения и передачи поручений
  3. К каждой задаче прилагается инструкция
  4. У задач есть нормативные сроки, а у организации - механизм их контроля

4. У задач есть нормативные сроки, а у организации - механизм их контроля

Стандартный вопрос: как показать на диаграмме, что задача должна быть выполнена за 2 часа?

Ответ: обычно это никак не надо изображать. Просто договоримся раз и навсегда, что:

  1. на уровне схемы процесса для любой задачи может быть задана нормативная продолжительность (у задачи есть соответствующий атрибут) и
  2. у организации есть какие-то способы контролировать соблюдение сроков

Если процесс реализован в BPMS, то можно ожидать, что для контроля в нашем распоряжении будет, во-первых, динамическая отчетность BAM (Business Activity Monitoring), показывающая состояние дел в процессной системе сначала «с высоты птичьего полета», потом, через механизм drill-down, детализированное хоть до отдельного экземпляра процесса. Во-вторых, система предоставит возможность настроить автоматические напоминания о том, что задача назначена, просрочена или снята с исполнителя, которые будут отправляться по email исполнителю или его непосредственному руководителю (а скорее – обоим).

Если процесс исполняется без поддержки BPMS, то на контроль придется расходовать интеллектуальные ресурсы менеджмента – планерки, звонки, устные напоминания… К слову, избавление от этой нервотрепки – один из эффектов использования BPMS, который часто недооценивается.

Но и в том, и в другом случае контроль сроков – это не уровень процессного управления. Это уровень task management – управления поручениями. В конце концов, задачи могут приходить из процессов, из проектов, из процедур, реализованных в корпоративных системах, из кейсов или просто назначаться разово – вариантов много, но во всех у задачи должен быть нормативный срок и способы его контроля.

В принципе, смоделировать в BPMN стандартный контроль сроков исполнения задач достаточно легко –

Но если быть последовательными, мы должны к каждой содержательной задаче прицепить таймер и задачу «Разобраться с просрочкой». Вас такая перспектива радует? Меня – нет. Поэтому я и предлагаю считать, что это уровень управления задачами, а не процессами.

Задача просрочена? Предполагаем, что через систему контроля поручений и исполнитель, и руководство об этом узнает и примут соответствующие меры. В атрибутах задачи указываем нормативную продолжительность, больше на схеме ничего не показываем.

Заметим кстати, что в обычной ситуации превышения фактического срока над нормативным – это не криминал. Если в качестве нормативного срока мы установили среднее время выполнения задачи, то (при условии близости распределения времени выполнения к нормальному) он будет превышаться приблизительно в 50% случаев. И это не будет свидетельством недисциплинированности исполнителя. Просто мы установили напряженный норматив, и это лучше, чем завышать норматив для того, чтобы с комфортом в него укладываться.

Использовать таймеры надо только тогда, когда нам надо показать какие-то действия, отличные от рутинного контроля сроков.

Пример 1: подготовка коммерческого предложения. Если в запросе покупателя установлен жесткий срок подачи предложения, и мы в него не уложились, то продолжать работу над предложением смысла нет:

Пример 2: ожидание доставки. Если груз не пришел в установленный срок, надо связаться с транспортной компанией:

07.01.13 | Статьи |    

Комментарии (2)

  1. Виктор 30.03.15 16:33

    Судя по схеме, если груз не пришел в установленный срок, процесс обречён на неудачу.

  2. Anatoly Belychook 30.03.15 16:57

    Почему же “обречен”? А развилка “ждем еще”?

А что вы думаете?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии

Process Is The Main Thing

@ Anatoly Belaychuk’s BPM Blog

Basic BPMN Assumption 4: Tasks Have Standard Duration and There Is A Way To Control It

Basic BPMN Assumptions:

  1. All information is stored
  2. Organization has a mechanism of tasks assignation and transfer
  3. Every task is accompanied by appropriate instruction
  4. Every task has standard duration and there is a way to control it

4. Every task has standard duration and there is a way to control it

Question: how do we show at the diagram that task should be accomplished in 2 hours?

Answer: normally we don’t need to model it. Just let’s agree once and forever that:

  1. standard duration can be set up for any task at the schema level (there is appropriate task attribute) and
  2. organization has some means to monitor actual vs. standard duration

If the process is implemented in BPMS then we may count on BAM (Business Activity Monitoring) - dynamic reports first displaying a bird’s-eye view of the process system then a detailed view by drilling-down up to a single process instance. Besides the system will likely provide automatic notifications about task assignation, expiration and withdrawal that will be sent by email to the performer or his/her boss (or rather both of them).

If the process is executed without BPMS then control would consume manager’s intellectual resources - meetings, phone calls, verbal communications… By the way getting rid of this headache is another, oftenly underestimated BPMS effects.

Anyway, this kind of control belongs rather to task management than to process management. After all, tasks may come not only from process but also from projects, ERP, cases or just ad-hoc. The options are many, but it’s always about standard vs. actual durations control.

It’s quite easy to model such control in BPMN:

To be consistent we should hook up every real task with a timer and a control task. Would it please you? Not me, for sure. Therefore I prefer to associate this kind of control with task management, not processes management.

What if a task is overdue? Let’s just assume there is some kind of a control system so a manager becomes aware of it and takes appropriate actions. To achieve this, we just specify the standard duration in the task attributes but don’t draw anything at the diagram.

By the way the overdue isn’t a crime. If we set up a standard duration equal to the mean value of the duration statistical distribution then it’d happen in about 50% cases (assuming that the distribution is close to the normal). It won’t mean the performer’s fault - just the tight standard duration. It’s better than setting a relaxed duration.

So use BPMN timers only when some non-trivial action (other than routine duration control) is needed.

Example 1: Creating a proposal. If the buyer set up a hard deadline and we have missed it then it doesn’t make sense to continue:

Example 2: Expectation of delivery. If goods have not arrived in due time, contact the transport company:

01/07/13 | Articles |    

Comments (2)

  1. Виктор 03/30/15 04:33 PM

    Судя по схеме, если груз не пришел в установленный срок, процесс обречён на неудачу.

  2. Anatoly Belychook 03/30/15 04:57 PM

    Почему же “обречен”? А развилка “ждем еще”?

What do you think?

Captcha

Copyright © 2008-2016 Anatoly Belychook. Thanks to Wordpress and Yahoo.  Content  Comments