Главное не результат, главное процесс

BPM-блог Анатолия Белайчука

Записи в рубрике ‘Статьи’

BPMN с ручным приводом

Вашу диаграмму BPMN исполняет либо движок BPMS, либо исполнители-люди: каждый исполнитель должен не только выполнить назначенную ему задачу, но и маршрутизировать процесс к следующей задаче и следующему исполнителю.

В качестве примера, исполнитель A должен передать эстафетную палочку либо B, либо C в зависимости от результатов выполнения назначенной ему задачи Task 1:

Исполнитель A должен отдавать себе отчет, что он отвечает за исполнение не только задачи, но и следующей за ней развилкой “или-или”. Он должен знать и понимать что означает следующий элемент и как его обрабатывать. В примере выше это достаточно очевидно - догадаться, что это развилка, способен каждый - но другие элементы BPMN не столь очевидны.

Например, я не возьмусь учить сотрудников как исполнить, например, непрерывающий обработчик эскалации, впрочем как и большинство других событий. Помните, что если вы используете в своей диаграмме какой-либо элемент BPMN, вам придется обучить каждого сотрудника как с ним обращаться. Вы также должны быть готовым к тому, что они будут ошибаться. Это толкает к тому, чтобы минимизировать количество используемых элементов.

Задачи на вызов сервиса, задачи на выполнение сценария? Забудьте, они вам не понадобятся; автоматическая процедура, запускаемая пользователем - это пользовательская задача, а не сценарий или сервис.

Элементы BPMN, которые можно рекомендовать для использования в процессах, которые будут исполняться без движка:

  • пулы и дорожки
  • объекты данных, хранилища данных, потоки данных
  • аннотации и ассоциации
  • потоки управления и потоки сообщений
  • задачи: пользовательские и ручные; никаких сценариев, сервисов, бизнес-правил, отправки и получения сообщений
  • цикл по объектам необходим; стандартный цикл избыточен и поэтому не рекомендуется
  • подпроцессы: встроенные и повторно-используемые, только свернутые (развернутые не рекомендуются), “по требованию”; подпроцессы-обработчики избыточны, сложны и поэтому не рекомендуются
  • развилки: “или-или”, “и”; никаких комплексных и по событиям; развилки “и/или” избыточны и нетривиальны и поэтому не рекомедованы
  • события: простое, таймер, сообщение (включая прикрепленные прерывающие и непрерывающие), останов, ошибка
  • полностью за рамками: транзакция, компенсация, отмена

Дополнено: задачи-сообщения и события сообщения лучше оставить за рамками сокращенной палитры. Подробнее о сообщениях в BPMN >>

Как видим, лишь небольшое число элементов BPMN пригодны для использования в схемах процессов, которые будут исполняться вручную.

С другой стороны, поразительно как много можно смоделировать даже со столь ограниченной палитрой. Чем более профессиональны вы в BPMN, тем меньше элементов вы используете на постоянной основе.

Быстрая разработка в эпоху Digital

Мир вокруг нас становится все более цифровым. Меняется образ жизни, меняются предпочтения людей: идеальный товар теперь должен быть услугой — не покупать велосипед, а взять на одной стоянке, доехать до другой и там оставить. А идеальная услуга должна быть цифровой — не разговаривать с диспетчером, а вызвать такси нажатием одной кнопки на смартфоне.

Для бизнеса эти изменения в ожиданиях потребителя являются вызовом такого масштаба, аналог которому и не подберешь. Под каток «цифрового переворота» (Digital Disruption) попадают отрасль за отраслью: сначала электронные СМИ и индустрия развлечений (цифровой аудио- и видеоконтент), за ними розница (онлайновые гиганты Amazon, Aliexpress) и телекоммуникации (проводная связь стала анахронизмом). На наших глазах перекраиваются рынки финансовых услуг (онлайн-банкинг и финтех) и образования, гостиничный (booking.com, Airbnb) и транспортный (Uber, Yandex-такси). На очереди — производство (встраиваемые датчики, Интернет вещей, 3D-печать) и здравоохранение (носимые датчики). » читать дальше

(English) BPM Maturity Model: Go Deep vs. Go Wide Strategy

Этот контент доступен на языках: English.

08.05.16 | Статьи |     Комментарии: закрыто

(English) What CEO and CFO Should Know About Digital Transformation

Этот контент доступен на языках: English.

08.05.16 | Статьи |     Комментарии: закрыто

Процессные паттерны: планирование-исполнение (четыре варианта)

Некая организация живет по плану: на регулярной основе планы составляются, затем пункты плана выполняются.

1. Антипаттерн: планирование и исполнение в одном процессе

Проблема этой диаграммы в том, что планирование длится, пока не будут выполнены все пункты плана. » читать дальше

Процессно-проектный дуализм

Деление деятельности на проектную и процессную в действительности очень поверхностно - при ближайшем рассмотрении выясняется, что одно не существует без другого.

Как в случае проектов, так и процессов можно выделить два уровня управления:

  1. собственно управление объектом (бизнесом, компанией или ее частью)
  2. управление системой управления - будем называть это мета-управлением

Например, управление проектом строительства нового цеха заключается в том, чтобы планы были вовремя и грамотно составлены, обеспечены ресурсами, чтобы каждый знал что и когда от него требуется. Отчетность и контроль, реакция на непредвиденные отклонения и корректировка планов - рутина управления проектом… Это первый уровень управления проектами. » читать дальше

30.06.15 | Статьи | ,     Комментарии: закрыто

Концепция интегрированной среды коллективной работы

В предыдущей части мы классифицировали сложившиеся формы коллективной работы: проекты, процессы, кейсы, документооборот, инциденты. Там же было сказано, что разделить их можно лишь умозрительно, в реальности они взаимосвязаны.

Характерно, что свод знаний по проектному управлению PMBOK рассказывает не столько про проекты, столько про процессы управления проектами. В свою очередь, значительная часть свода знаний по процессному управлению CBOK посвящена проектам совершенствования бизнес-процессов.

Взаимозависимость проявляется в следующих формах: » читать дальше

19.02.15 | Статьи | ,     Комментарии: закрыто

Управление проектами, процессами и кейсами

«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння» – этот афоризм Козьмы Пруткова приходит на ум при близком знакомстве с некоторыми консультантами по процессному или проектному управлению. Обычно это разные люди.

Почему так получается – сообщает нам та же кладезь афоризмов: «Никто не обнимет необъятного». Времена энциклопедистов давно прошли, человеческое знание все больше специализируется и фрагментируется. Быть настоящим экспертом в нескольких областях – сложно. Теорию, положим, выучить можно, но чтобы стать практиком, надо потратить годы, а это значит попасть в колею какого-то одного подхода.

В результате, если вы разговариваете с сертифицированным руководителем проектов, то он сразу начинает с того, как следует управлять проектами и что для этого нужно. Аналогично, специалист по бизнес-процессам глядит на мир через призму процессов. Не всегда, но, как правило, это так. » читать дальше

ИТ-системы для функционального и процессного управления

В предыдущих частях (начало, продолжение) мы изложили взгляд на проектное и процессное управление как на способ компенсации органических дефектов функционального управления. Рассмотрим теперь, какие существуют инструменты (информационные системы) для поддержки функционального, проектного и процессного управления.

Начнем с функционального управления. Специализированные системы – бухгалтерские, складские, системы управления жизненным циклом изделий (PLM), системы оперативного производственного планирования (APS) и т.п. – обслуживают функции соответствующих подразделений. Исторически такие системы появились первыми, как исторически самым ранним является функциональное управление. » читать дальше

Разбираемся с процессами, проектами и функциями

В первой части мы констатировали, что разделение труда, приводя к росту производительности труда отдельного работника, одновременно порождает разобщенность между службами, которая влечет за собой снижение эффективности компании в целом.

Эти проблемы проявляются с ростом масштаба и возраста компании. Пока у руля основатели, пока размер исчисляется десятками сотрудников, наличия взаимопонимания и мотивированности у менеджеров достаточно, чтобы потери на «трение» были минимальными. Затем, например, компания приглашает нового энергичного директора по продажам, который полностью переформатирует отдел продаж. Само по себе это может и хорошо, но былого взаимопонимания с директором по производству нет, и начинаются трения, которые выплескиваются в «поиски крайнего» на планерках у директора.

Или же собственник (он же до поры до времени генеральный) решает, что бизнес наконец-то крепко стоит на ногах, и он имеет право отойти от оперативного управления и отдаться любимому серфингу. И тут в компании начинается разгул феодальной вольницы.

Какие есть варианты действий у руководителя в ситуации начинающегося раздрая? » читать дальше

03.02.15 | Статьи | ,     Комментарии: закрыто

Copyright © 2008-2024 Анатолий Белайчук. Спасибо Wordpress и Yahoo.  Контент  Комментарии