Мой дед Иван Феофанович Орленко был военным летчиком-торпедоносцем. Воевал на Балтике в 1944-1945, закончил войну командиром полка. (Пользуясь случаем, рекомендую тем, кто интересуется военной историей, сайт моего брата Олега Белайчука.)
На фотографии дед в центре с орденом Ушакова и двумя Красного знамени. А на борту машины можно разглядеть маркировку - это американский Бостон A-20G, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.
Среди множества историй, которые дед рассказывал (а он и книгу написал), запомнилась история про технику для военного и для мирного времени. Перескажу своими словами, как запомнил:
Когда мы получили Бостоны, машины поразили своим комфортом - в них было тепло! Можно было обойтись без унтов и меховых полушубков, к которым мы все привыкли. Но с началом боев обнаружилось, что Бостоны слишком хорошо горят. В чем дело? Стали разбираться и выяснили, что отопление работает от бензиновой печки, а бензопровод тянется через всю машину. Пуля, осколок - и машина сбита. В общем, демонтировали отопление и снова достали унты с полушубками.
Тут надо сказать, что когда торпедоносец ложится на боевой курс, то по нему палит все - от главного калибра до офицера на мостике, стреляющего из пистолета. А быть сбитым над Балтикой… После одной атаки у деда загорелся двигатель, но он смог сбить пламя и вернуться на одном моторе. На аэродроме его уже успели “похоронить”, так как по расчету времени топлива у него уже не должно было остаться. » читать дальше